Posted 17 апреля 2018,, 08:35

Published 17 апреля 2018,, 08:35

Modified 7 марта, 16:46

Updated 7 марта, 16:46

Москва заранее готовится к новым санкциям США

Москва заранее готовится к новым санкциям США

17 апреля 2018, 08:35
Эксперты пока что не паникуют и обсуждают меры по снижению ущерба
Сюжет
Банки

О том как власти России подготовились к санкциям США, - пишет РБК ос ссылкой на анонимных федеральных чиновников. В качестве наиболее жестких возможных мер в руководстве страны рассматривают санкции против российского госдолга и отключение России от системы SWIFT. А кроме того, у Кремля очень серьезные опасения вызывают санкции против крупнейших российских банков — Сбербанка и ВТБ. Есть два варианта возможных американских санкций в отношении суверенного долга России.

Первый — вкладывать средства в облигации федерального займа запретят только американским инвесторам. Второй, гораздо более жесткий вариант — запрет на покупку российского госдолга — будет носить экстерриториальный характер, фактически также распространяясь на иностранных (в том числе российских) юридических лиц. Сейчас иностранные инвесторы держат более трети российского госдолга, однако министр финансов США Стивен Мнучин сказал недавно, что его ведомство по-прежнему не поддерживает такие санкции.

В качестве защитных действий российские власти рассматривают возможность создания специального банка для покупки российского госдолга, а также принятие мер, которые позволят «закрыть» имена тех, кто покупает российский госдолг. Между тем, спецбанк для обслуживания гособоронзаказа уже был создан, а засекречивание части публичной информации применяется все чаще для защиты от санкций. Так, например, правительство разрешило Минобороны и спецслужбам по крайней мере до середины 2018 года проводить все закупки в закрытом режиме, власти также составили перечень из 126 российских компаний и ведомств, которым рекомендовано перевести закупки на закрытую площадку Сбербанка.

Еще одна мера — «привлечение денег населения» через продажу гражданам ОФЗ — обсуждалась еще в январе. Речь шла о том, чтобы сделать механизм продажи бумаг «более доступным» внутри страны.

Что касается отключения России от межбанковской системы финансовых коммуникаций SWIFT, то это был бы максимально жесткий вариант санкций.

В конце 2017 года глава Сбербанка Герман Греф заявлял, что возможные санкции США против олигархов и госкорпораций были бы «иррациональными», если бы предполагали такие меры, как отключение российских банков от системы SWIFT. Греф сказал, что в случае введения широкомасштабных санкций холодная война может показаться «детской игрой». А еще в начале 2015 года, глава ВТБ Андрей Костин предупреждал, что отключение России от SWIFT будет равносильно объявлению войны.

Кремль опасается, что отключение России от SWIFT может привести к обрушению российской банковской системы и остановке внешних расчетов, особенно за поставки газа и на этот случай рассматривает возможность производить внешние расчеты через агентов, так называемые бридж-компании (компании-посредники), поясняет он.

Серьезное опасение вызывает возможность ужесточения санкций против крупнейших российских банков, в первую очередь Сбербанка и ВТБ.

Запрет на корреспондентские счета в США или внесение в список SDN (Specially Designated Nationals) — гораздо более жесткая мера, которая делает практически невозможными международные операции. ​«Конечно, отлучение крупнейших госбанков от международной финансовой системы стало бы для них очень болезненным ударом, которого они всерьез опасаются», — пояснил изданию главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин.

Пока что не столь пессимистичен в своих прогнозах экономический телеграм-канал «Мысли-Не Мысли»:

«Судя по отдельным сообщениям в СМИ, в Кремле готовятся к новым жестким санкциям, которые могут быть связаны с госдолгом, SWIFT, ограничениям по публичным госбанкам. Исключать что-то сейчас очень сложно, хотя санкции по госдолгу и SWIFT кажутся все же ультимативным оружием, которым удобно пугать, но использовать его вряд ли решаться в Вашингтоне.

А вот санкции против госбанков и других компаний «связанных» с какими-либо событиями (и здесь можно придумать вообще любой сценарий) – самый вероятный сценарий.

Поэтому пока остается наслаждаться ростом рубля и возвращением аппетита инвесторов, но необходимо понимать, что это временный эффект, не надо строить иллюзий, до завершения всей этой истории еще очень далеко. Вряд ли слова Трампа остановят власти от введения ответных санкций, законопроект уже внесен (и он весьма спорный с точки зрения влияния на отечественную экономику и население), рассмотрен он будет уже 15 мая в первом чтении. Так что на ближайший месяц российские активы – весьма неплохая инвестиционная идея, но с постоянной оглядкой на новости. Рубль пытается прорваться выше 61 за доллар, и, судя по рынку нефти, шансы на возвращение к 60 руб. за доллар и 74 руб. за евро в ближайшие дни должны быть.

Минфин, скорее всего, постарается разместить повышенные объемы ОФЗ за это время, и спрос должен быть высоким. Доходность 10-летних ОФЗ сейчас близка к 7,5%, и это слишком «вкусно», чтобы игнорировать, даже при учете всех рисков».

А вот издание Invest Brothers поделилось еще одной «военной» новостью: Россия начала избавляться от гособлигаций США, чтобы минимизировать возможные потери от санкций:

«Согласно данным Министерства финансов Соединенных Штатов, к началу марта Россия держала в гособлигациях США 93,76 млрд долларов, что на 3,1 млрд меньше, чем месяцем ранее. С ноябрьских значений прошлого года сумма вложений сократилась уже на 12 млрд долларов.

Можно утверждать, что идет продажа госдолга США, а не погашение бумаг, так как уменьшается объем долгосрочных облигаций. Сейчас в портфеле России практически не осталось краткосрочных «трежериз». Если, к примеру, в сентябре 2017 г. на такие облигации приходилось 10,1 млрд долларов, то к февралю 643 млн, а к марту лишь 253 млн. Поэтому все дальнейшие сокращения будут означать именно продажу бумаг.

С одной стороны, финансовые власти страны могли начать расставаться с гособлигациями США из-за давления общественности. С другой, недружественные шаги со стороны Соединенных Штатов заставили опасаться введения ограничительных мер в отношении нашего портфеля.

Кроме того, действия наших властей могут быть сигналом к тому, что отношения между Россией и США все-таки продолжат ухудшаться и эти шаги предпринимаются, чтобы минимизировать возможные потери и снизить свою зависимость от доброй воли «партнеров» нашего государства.»

"