Рус
Eng

Наталья Касперская: "Tik-Tok впервые использовали в политических технологиях"

Наталья Касперская: "Tik-Tok впервые использовали в политических технологиях"

Наталья Касперская: "Tik-Tok впервые использовали в политических технологиях"
Аналитика

17 февраля 2021, 14:48
Фото: https://www.youtube.com/watch?v=FI905suZJ_c
Политика всё активнее осваивает онлайн-пространство, все увидели это недавно на примере соцсети Tik-Tok. Своим мнением об этой тенденции поделилась на ютуб-канале RT Наталья Касперская, президент группы компаний InfoWatch и председатель правления АРПП «Отечественный софт».

По словам эксперта, в случае с TikTok, для призывов к участию в несанкционированных митингах была использована новая технология. Также она объяснила, почему не удаётся повлиять на многие соцсети через штрафы и дала общие рекомендации по мерам безопасности в интернете.

«Безусловно, это была целевая кампания, целенаправленная атака, но при этом была применена новая технология.

У нас есть система, которая анализирует социальные сети. Есть инструмент, который позволяет одномоментно вычислять всё происходящее в соцсети и строить графики по времени. И вот в случае с Tik-Tok была применена совершенно новая технология.

В чём её новизна: во-первых, новая платформа Tik-Tok, Youtube... Ранее Youtube была немного задействована в политической деятельности, а Tik-Tok в первый раз.

Второе – это была атака на новую аудиторию, в основном – дети, подростки. И всё распространялось по группам именно детским.

Даже намеренно показывали видео детям четырёх лет и так далее, совсем маленьким.

Третье – платформы прямо участвовали в этой раскрутке. Платформы, в частности, накручивали количество показов, чтобы привлечь внимание тем, что уже много людей это посмотрело. Ну и, целенаправленное раскручивание сообщений.

…Поймите, здесь не идёт речь о том, чтобы регулятор «отфильтровал» соцсеть, речь не о фильтрации: Роскомнадзор начал договариваться с соцсетью.

Я не знаю, как они это делали, но мы видели по результату, что с 22 января резко сократилось количество сообщений с призывами идти на митинг, с сообщениями о «дворце» и вообще вот это всё. Такие сообщения резко пошли на убыль. То есть, знаете, была такая «ступенька» - прямо обвал. А это значит, что платформа начала это глушить.

В определённой степени, это успех.

…Что касается видео о «дворце», я бы не назвала это числом просмотров, а назвала бы это той цифрой, которую показывает Youtube, а что она означает, мы не знаем.

Потому что нет инструментов, которые бы позволили проанализировать количество просмотров данного видео на данной платформе. Поэтому платформа может делать всё, что угодно. Она может показать 110 миллионов, она может показать 5 просмотров.

Потом был ролик Mash, у которого количество просмотров занижали. Поэтому, что означает эта цифра, ровным счётом непонятно. Очевидно, что поскольку платформа участвовала в раскрутке, она могла поставить любую цифру.

…Чтобы вы понимали: есть два Tik-Tok. Китайский есть только в Китае и работает исключительно там, мы к нему доступа не имеем и не знаем, как он устроен; у него отдельные сервера и он немножко по-другому функционирует.

А есть Tik-Tok глобальный, который сделан китайцами, но для всех остальных. Сервера у него распределены по миру, но в основном находятся в США, в значительной степени. У них есть офис там большой. И я думаю, это моя гипотеза, что вот эта вот кампания спланирована какими-то инсайдерами внутри вот этого американского Tik-Tok.

Но по поводу регулятора. Да, в этот раз удалось договориться. Но, в данном случае, я бы ещё вот почему не обольщалась.

Трамп, как вы знаете, призывал выкупить Tik-Tok, но он не успел это сделать, но я думаю, что Байден, конечно, продолжит эту политику по выкупу Tik-Tok, потому что американцы хотят контролировать свои платформы. Свобода слова их как-то не очень интересует.

Их интересует пропаганда и продвижение своих идей.

А это платформа, которая независима. Кстати, популярность Tik-Tok в Америке тоже резко выросла за очень короткое время, и отчасти потому, что она неподконтрольна государству.

…Чтобы договариваться – нужно иметь какие-то аргументы. Если у нас ничего своего нет, как у Европы, например, аргументы эти будут слабые. Можно, конечно, пытаться штрафовать платформы, но они будут увиливать, тем более, что, например, у многих американских соцсетей нет представительств в России и штрафы с них не взыскать; а как тогда договариваться?

Потом, кстати, нельзя сказать, что у нас совсем ничего своего нет. У нас есть собственные соцсети, у нас есть хостинг Rutube, может, он менее популярный, чем Youtube, но это же вопрос использования.

Если предположить, что не будет альтернативы, то все перебегут туда совершенно спокойно. И то же самое касается и других платформ. У нас есть и мессенджеры собственные, не один Telegram, но и много других, поэтому мы в этой области начинаем не с нуля.

А вот к вопросу об импортозамещении, это как раз часть цифрового суверенитета. Нужно понимать, что современные технологии так устроены, что ими владеет тот, кто их создаёт, а не тот, кто их покупает.

Вы можете обпокупаться, но владеть технологиями будут те люди, которые вам их продали, потому что они знают, как они работают и они могут либо выключить её в какой-то момент, либо усилить, так, что вы не сможете работать. Либо переключить и организовать атаку.

Для того, чтобы этого не было, у вас обязательно должны быть какие-то альтернативы. Вы не обязательно будете эти альтернативы использовать, или использовать будете на каких-то критических элементах или важных путях. Но они должны быть.

…Анонимности в Сети нету, уже давно нету, не надо обольщаться на этот счёт. Если спецслужбам надо вас вычислить, даже не переживайте, вы будете вычислены моментально.

…К сожалению, я не знаю, что такого прям должно произойти, чтобы люди всерьёз задумались об онлайн-чистоплотности.

Я занимаюсь информационной безопасностью 25 лет и встроенную беспечность наблюдаю годами.

Даже после того, как люди получают серьёзные инциденты, после того, как вирусы уничтожают всё, они, ну, может быть, начинают задумываться и ставить антивирусную программу.

В бизнесе попроще, там есть что терять, там есть понимание, но вот чтобы массовый пользователь задумался… При этом многие ведут себя – куда толпа, туда и я. Вот такое поведение толпы, бездумное абсолютно. И всякие флешмобы этому способствуют – побежали там, не знаю, помахали флажком, побежали – облились холодной водой. Вот зачем люди это делают, это же абсолютно иррациональное поведение, которое невозможно объяснить.

Поэтому я не строю иллюзий. Я думаю, что большинство людей об этом задумываться не будут, к сожалению.

Но надо заниматься системным и регулярным образованием в этой сфере. Вот прямо с детского сада надо объяснять, что можно, а чего нельзя в интернете.

Тогда, может быть, наступит какое-то понимание».

Посмотреть интервью Натальи Касперской целиком можно здесь.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter