Posted 17 января 2021, 08:30

Published 17 января 2021, 08:30

Modified 7 марта, 14:19

Updated 7 марта, 14:19

Пандемия коронавируса и туризм: кто кого?

17 января 2021, 08:30
Туристическая отрасль наиболее сильно пострадала от пандемии, ее перспективы зависят также от того, как дальше будет развиваться эпидемиологическая ситуация. Въездного туризма в стране не осталось, выездной туризм ограничился 5 направлениями, внутренний тоже упал.

Елена Федорова, Наталья Сейбиль

За границу в 2020 году российские туристы ездили только в первом квартале и потом еще два месяца – в августе и сентябре. Поэтому падение выездного туризма составит 77,5% по итогам года. Лидером зарубежного массового отдыха оставалась все та же Турция, но судите сами: в 2019 году на турецких курортах отдыхали почти 7 миллионов россиян, в прошлом году – 1,6 миллиона. На оставшихся четырех открытых направлениях ситуация схожая. В Арабские Эмираты туристический поток сократился в три раза, на Кубу съездили 75 тысяч человек, на Мальдивы – 60 тысяч. На Занзибаре наблюдается российских туристический бум, туда летают чартеры из 9 регионов. Однако абсолютные цифры отрезвляют – в Африке отдохнули лишь 34 тысячи человек.

Всего из России на отдых, с учетом первого, допандемического квартала, ездили чуть больше двух миллионов человек, тогда как в 2019 году за границей побывали 12 миллионов.

О перспективах 2021 года профессионалы отрасли даже и говорить не хотят. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе ситуацию описывает кратко:

- Перспективы отрасли напрямую зависят, что будет происходить с вирусом. С вирусом ситуация непрогнозируемая, поэтому строить прогнозы – задача неблагодарная и бессмысленная.

И хотя, как сказала Ломидзе, отрасль «держала удар», и количество туроператоров сократилось всего на 6%, доходность оставшихся сократилась на 60%. Пострадали, как всегда, маленькие фирмы. За время пандемии закрылось 6 тысяч турагентств, или каждое третье. Остальные выживали, как могли. Каждое пятое предприятие ушло в онлайн и на удаленку, остальные резко сократили офисы. Турагентства наполовину сократили персонал, 50 тысяч человек остались без работы.

У многих опрошенных «Новыми Известиями» работников отрасли в июле 2020 года оставалась одна возможность – перейти на внутренний туризм, хотя скепсис был большой. Победили скептики – несмотря на то, что внутренний туризм остался, по сути, единственным видом массового отдыха россиян, он также сократился - на 35-40%.

- Регионы закрываются один за другим. Москва, Питер: - 80% по итогам 2020 года, Все компании, которые занимались внешним туризмом, перестроились на внутренний, говорит Майя Ломидзе.

40 миллионов человек путешествовали в 2020 году по стране, в 2019 году их было 68 миллионов.

Основным направлением туризма в стране как летом, так и зимой остается Краснодарский край. Только в новогодние праздники на Кубани побывали 400 тысяч человек, что на 10% больше, чем в прошлом.

В России плохо отлажена инфраструктура летнего отдыха, поэтому и новых предложений в прошлый сезон, кроме чартеров на Байкал и в Бурятию, не было. Не будет их и на новый пляжный сезон. Так быстро ни гостиницы не строятся, и рестораны и пляжи не открываются, не говоря уже о том, что достойный сервис наладить не удастся.

Зимой ситуация оказалась лучше. Рекордными были чартеры на горнолыжные курорты Кемеровской и Мурманской областей, поскольку главный конкурент россиян – Альпы – оставались закрытыми.

По цене горнолыжный отдых в России сопоставим с зарубежным. Стоимость на человека в среднем сегменте составляет 50-70 тысяч рублей. Это сопоставимо с Альпами, где отдых на человека стоит порядка 1000 евро за неделю. Но есть большое но: привычная катальщикам горнолыжная инфраструктура есть только в Краснодарском крае. На некоторых других курортах, например, в Шерегеше Кемеровской области был удивительный снег, но условия, по словам Майи Ломидзе, только «близкие к цивилизации»:

- Если бы был готов полностью Архыз, хотя там было увеличение потока на 15%, но он пока не готов. Там есть еще пока над чем работать в плане инфраструктуры, в плане сервиса. Кавказские горы дают очень большую перспективу. Там широкое поле для катания, и они могли бы быть хитом, если бы там была такая же инфраструктура, как на Роза-Хуторе или в Красной поляне.

Роман Гареев, доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова, сомневается, что этой зимой россиян потянет на отдых:

– С января по март 2021 года россияне, скорее всего, будут путешествовать минимально (менее 35% туристов), акцентируя внимание на загородный отдых в своих регионах, а также недлительные поездки в соседние города, имеющие исторические и культурные достопримечательности.

Летом повторится ситуация 2020 года, когда , кроме Черноморского побережья и Крыма. Ехать будет некуда. А зимой, может быть, подтянутся новые зимние курорты:

- Безусловно, массовым внутренний туризм в 2021 году мы назвать не сможем. Не думаю, что количество путешествующих резко вырастет. На мой взгляд, прирост по сравнению с 2020 годом составит (+10-15%), что даже не позволит выйти на показатели докоронавирусного периода.

Правительство разрабатывает новый национальный проект по развитию туризма. На него очень надеются в отрасли, потому что он должен инвестировать в инфраструктуру и создавать места для массового отдыха. Сейчас в России много туристов могут принять только в Краснодарском крае, Крыму, Москве, Петербурге и Татарстане. Майя Ломидзе объясняет:

- Ни на Байкале, ни на Алтае, ни на Камчатке нигде нет таких емкостей, куда можно было бы отправить единовременно десятки или сотни тысяч человек. Нацпроект предлагает создание такой инфраструктуры. На это сейчас есть запрос больше, чем когда бы то ни было.

Власти хотят развивать не отдельные территории или федеральные округа, они предлагают развивать направления. Одним из таких мега-направлений станет Русский Север: Вологодская, Архангельская области, Ямал, полярные регионы русской Арктики. Однако остаются неясными существенные вопросы. Например, как будет осуществляться финансирование нацпроекта. Больше ясности появится только в середине года.

Чего национальный проект не будет делать, так это восстанавливать отрасль. В его рамках будет создана инфраструктура и построены гостиницы и другие объекты. Но они смогут принять людей в самом лучшем случае через год после запуска, а до этого их нужно будет построить, при том не за бюджетный счет, а на деньги частных инвесторов…

Так что восстановление туризма в России будет происходить отдельно, а строительство светлого будущего – тоже отдельно.

Подпишитесь