Posted 16 декабря 2020, 10:19
Published 16 декабря 2020, 10:19
Modified 7 марта 2024, 14:16
Updated 7 марта 2024, 14:16
Результаты расследование попытки отравления Навального, вне зависимости от их реальной достоверности, всколыхнули социальные сети. Блогеры всерьёз обеспокоены проблемой контроля российских спецслужб. Вот что пишет по этому поводу писатель и публицист Лев Усыскин:
«К вопросу о Прекрасной России Будущего. Ну вот предположим, что оно – свершилось. В стране сменилась высокая власть и президентом стал Навальный или Дневальный или Контейнерный или даже Усыскин – не важно. Вот он полон решимости все изменить от плохого к лучшему и имеет для этого политические возможности. Попробуем в свете этого взглянуть на один только кейс – один из многих и, как я думаю, не самый сложный.
В общем, есть в России такая организация – ФСБ. Как мы ее себе представляем? Это некоторая структура, состоящая из трех частей. Во-первых и в главных – подсистема сбора информации различными техническими и агентурными методами, как нам кажется, пронизывающая собой все общество – все сколько-нибудь значительные компании, госучреждения, органы власти и все прочее. Во-вторых – имеется подсистема силового реагирования – не слишком мощная, хотя технически очень продвинутая, имеющая навыки работы вне правового поля. И в-третьих – есть процессуальная подсистема, то есть возможность проводить формальные процедуры уголовного преследования. Есть еще и в-четвертых: по природе своей деятельность ФСБ носит в основном секретный характер.
Что нас во всем этом не устраивает? Во-первых – неподконтрольность и самодостаточность этой организации. Люди внутри нее лояльны только друг другу, связаны сильными узами корпоративной взаимозависимости, общностью мировоззрения (деструктивно-параноидального) и в рамках своей деятельности очень гибко трактуют ее законодательные ограничения. Иначе говоря, извне очень трудно понять, что там происходит, какая информация собирается, какие акции осуществляются, оценить масштаб предъявленных угроз и эффективность предпринимаемых мер. Во-вторых, мы считаем, что возможности структуры широко используются для личного бизнеса ее сотрудников путем вмешательства в частные отношения людей. В-третьих – мы считаем, что структура имеет значительные возможности для скрытного вмешательства в политический процесс, причем вмешательство может быть очень значительным и резким.
Все это неприемлемо. И новая власть должна что-то с этим делать. Вопрос: что именно?
Самый простой ответ: взять и упразднить контору. С утра опечатать помещения, отключить серверы и затем неспеша разбираться с базами данных, параллельно создавая новую службу нацбезопасности из новых людей.
(Допустим, мы знаем, как создать правильную службу нацбезопасности, которая избежит перерождения в ФСБ/КГБ).
Увы, тут сразу возникает несколько проблем. Первая – это кадровый ресурс для такой операции. Ну вот в самом деле: кто будет разгребать эти базы данных? Кто персонально? Что за люди, какие они будут, откуда возьмутся? Кто возглавит новую службу? Кого туда рекрутируют? Вторая проблема – сопротивление оставшихся не у дел. Точнее, не сопротивление (на это они едва ли способны), а просто переход квалифицированных специалистов на сторону тех, с кем они прежде так или иначе боролись. Вот это уже вещь, зная их моральный облик – 100% вероятная, причем в значительном масштабе. Третья же проблема состоит в том, что терроризм, преступность в органах внутренних дел, иностранная разведдеятельность в РФ это не вполне выдумка, они действительно имеют место, и ФСБ как-то этим вещам противостоит. То есть, некоторый временной и качественный зазор в этой борьбе безусловно будет использован противником – это цена, которую пришлось бы заплатить за выше обозначенную радикальную реформу. Возможно, это вполне подъемная цена – но она точно не нулевая. Далеко не нулевая. Это надо иметь в виду.
Другой вариант: реформирование на ходу. То есть, во главе службы ставится новое руководство и оно, пользуясь своей властью, постепенно все меняет сверху вниз. Тут сразу понятно, какие вопросы: кто будет этим новым руководством? Люди с каким опытом? Выходцы из тех же спецслужб? Люди, полностью им посторонние, руководившие «гражданскими» структурами? Или вообще ничем никогда не руководившие сопоставимого масштаба? И они – справятся, не будут убиты, обмануты, перевербованы подчиненными? Они смогут получить полную информацию о вверенном им учреждении или от них удастся что-то спрятать? Как вообще они станут действовать в момент перехвата управления?
И это только – кадровые вопросы. Я ничего не сказал про суть дела: как должна работать новая контрразведовательная служба. На каких принципах следует сочетать секретный характер ее работы с подконтрольность этой работы обществу. Как быть с персональной информацией о прежней агентуре ФСБ. И многое прочее.
Такие вот мысли. Я , однако, не хочу, чтобы меня поняли в том смысле, что я считаю задачу нерешаемой. Я этого не сказал. Я лишь считаю, что она 1). непроста; 2). имеет свою немалую цену; 3). должна быть хотя бы в общих чертах продумана заранее, а не когда клюнет жареный петух...»
***
В своем большинстве читатели блога скептически отнеслись к перспективе реформирования спецслужб, однако некоторые ссылались на зарубежный и достаточно успешный опыт в этом деле:
- Вроде в 90-е пытались как-то разделить ведомство: информация отдельно, контроль за границей отдельно (никогда кстати не понимал идеологического обоснования нахождения погранслужбы внутри ГБ). не срослось. то есть наоборот - срослось обратно;
- При Ельцине пытались, но не знали чем занять, пытались привлечь к борьбе с преступностью. Но финансирование не сократили, это основной вопрос, если есть желание сократить штат и функции;
- Реальная реформа ФСБ может быть только в рамках общей декоммунизации России. Это главное, кадровые вопросы вторичны. Декоммунизация может быть только всеобщей, одновременной, - т. е. везде, включая ФСБ. Вроде были успешные случаи. В Восточной Европе, Чехии, например;