Рус
Eng

Введение QR-кодов потребует компенсировать убытки авиакомпаний на десятки млрд рублей

Аналитика
Введение QR-кодов потребует компенсировать убытки авиакомпаний на десятки млрд рублей
Введение QR-кодов потребует компенсировать убытки авиакомпаний на десятки млрд рублей
16 ноября 2021, 18:51Фото: biletik.aero
Экономисты одного из авиаперевозчиков посчитали, во сколько отрасли обойдётся введение QR-кодов. Но сможет ли государство позволить себе выделить круглую сумму на поддержку авиакомпаний?

Виктория Павлова

Согласно этим расчётам, каждый месяц авиакомпании будут терять по 15 млрд рублей на требовании проверки QR-кодов. Как бы власти ни стремились привить всех россиян, не у каждого путешественника будет QR-код: кто-то принципиально отказывается вакцинироваться, у кого-то просто закончится срок действия кода. В итоге компания S7 ожидает сокращение пассажиропотока на внутренних рейсах до 50%. Ещё ₽20 млрд авиакомпании могут потерять на возврате билетов пассажирами, которым нечего будет предъявить на момент отлёта. В итоге потери отрасли в период с февраля по июнь 2022 года могут составить от 60 до 90 млрд рублей.

Естественно, авиаперевозчики в сторонке стоять не будут и потребуют от государства компенсации потерь. Во-первых, многие авиакомпании, особенно «Аэрофлот», привыкли получать субсидии. Так в 2022 году господдержка ради сдерживания цен на билеты может составить рекордные 27,5 млрд рублей. Из них 9,3 млрд пойдут на поддержку перевозок между регионами в обход Москвы, 12,3 млрд – на субсидирование билетов на Дальний Восток, в Крым и Калининград, и ещё 5,9 млрд рублей – на поддержку единой дальневосточной авиакомпании Аврора.

Сегодня, кстати, глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов побывал на встрече с Владимиром Путиным, на которой пожаловался на мировой кризис в отрасли, на то, что сами по итогам семи месяцев 2021 года восстановились только на 70%, что на допандемийный уровень перевозок получится выйти не ранее 2023 года. Не забыл Полубояринов отметить, что только благодаря господдержке (национальный перевозчик провёл допэмиссию акций на 80 млрд рублей, значительную долю которых выкупило государство) «Аэрофлот», получивший в 2020 году убыток на 123 млрд, смог выполнить свои обязательства.

Да и административный ресурс у авиационной промышленности неслабый: министр транспорта Виталий Савельев ещё в прошлом году возглавлял «Аэрофлот», а авиакомпания «Россия» по заявлению Полубояринова, будет базироваться на самолётах отечественного производства. Тут уже в финансовом благополучии авиакомпаний заинтересован Сергей Чемезов: Объединённая авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», консолидировала фактически всю авиастроительную промышленность. Реакция Савельева не заставила себя ждать: спустя пару часов после встречи Полубояринова с Путиным, Минтранс объявил о проработке субсидирования авиакомпаний в период действия QR-кодов.

В общем, у авиакомпаний есть все шансы получить необходимую поддержку. Совсем не то, что малый и средний бизнес. Год назад Минэкономразвития посчитало, что за семь месяцев 2020 года малый и средний бизнес получил 1 трлн льготных кредитов. Выглядит впечатляюще, но деньги-то эти всё равно необходимо возвращать, пускай и по сниженной ставке. Главными бенефициарами тут стали госбанки: «Сбер» обеспечил выдачу 43% льготных кредитов, в ВТБ – 21%.

Для частного бизнеса имеющейся поддержки недостаточно даже с учётом сокращения соцвзносов. Опросы сервиса «МойСклад» и оператора фискальных данных OFD.ru показали, что по итогам первого полугодия 2021 года 64,7% предпринимателей никакой поддержки не заметили вообще, а 38,1% отметили слабую поддержку государства. И в первую очередь из-за бюрократии. 20,8% респондентов утверждают, что в пандемию выполнить все законодательные требования просто невозможно, а 17,3% предпринимателей отмечают, что работать стало сложнее из-за усиления контроля государства. Это логично: во-первых, надзорные органы избавилась от прошлогоднего запрета на проверки и выписывание штрафов, а во-вторых, желающие получить даже копеечные субсидии автоматически подписываются на выездные проверки.

Даже столь необходимые (пускай и совсем незначительные – по 1 МРОТ на сотрудника) субсидии на выплату зарплат в период локдауна получили только 2,2 млн организаций и ИП, у которых заняты 3,7 млн сотрудников. Хотя на данный момент в реестре МСП числятся 5,78 млн предприятий, на которых занято 14,65 млн человек.

Каждая последующая волна ковида становится всё больше, а господдержка – всё меньше. Так прошедший ноябрьский локдаун принёс бизнесу, который даже по самым скромным подсчётам правительства должен был потерять 60 млрд рублей, только субсидии на зарплаты в один МРОТ. По планам правительства поддержку должны получить 2 млн человек, на что государство потратит 27 млрд рублей. Поддержка правительства в два с лишним раза не дотягивает до потерь предпринимателей.

Так что быть авиаперевозчиком – совсем неплохо, даже в период ввода QR-кодов. Уж куда лучше, чем маленьким частным бизнесом.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter