Posted 16 октября 2018, 09:56

Published 16 октября 2018, 09:56

Modified 7 марта, 16:33

Updated 7 марта, 16:33

Андрей Кураев: РПЦ ждёт деградация до уровня «церкви-одной-нации»

16 октября 2018, 09:56
После разрыва изоляция церквей будет односторонней: в отличие от Русской, Константинопольская церковь не запретит нашим мирянам и священникам участвовать в их службах.

«Началом Русской Реформации» саркастично назвал в своем блоге разрыв Русской Православной церкви с Константинопольской дьякон Андрей Кураев.

Заявление Синода – «невозможно для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в её храмах» - кладет начало Реформации.

По той причине, что в рамки старых канонов оно никак не укладывается. 10-е апостольское правило гласит: "Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен". «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2). Наш синод сам это признает: "вступление с раскольниками в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения".

То есть все вступившие в общение с еретиками и раскольниками подлежат чистке.

По крайней мере дважды в истории было буквальное исполнение этого канона. В 847 году, в год "Торжества Православия" св. Мефодий, став Патриархом Константинопольским, лишил сана более 20 000 клириков, которые были в общении с предыдущим иконоборческим патриархом.

(см. Житие Св. Мефодия. Цит. по: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, с. 89).

И когда в 912 году был низложен патриарх Евфимий, то все "архиереи, рукоположенные патриархом Евфимием и сослужившие с ним (907-912 годы), были преданы церковному осуждению и изгнанию".

И хотя патриарх Кирилл 8 октября в Лавре сам сказал - "Мы пошли на разрыв с Константинополем", "раскольниками" теперь моспатриархия будет обзывать фанариотов. "Запорожское богословие", которое отказывало филаретовцам в действенности их крестин-венчаний-отпеваний-причастий теперь будет перенесено и на Вселенский патриархат.

Но при этом всё равно останется чисто запорожской диковинкой. Другие Поместные церкви могут осудить действие Фанара. Могут сказать слова поддержки Москве. Могут призвать к миру и к диалогу и даже ко Всеправославному совещанию. Но никто из них не прервёт литургическое общение с Константинопольским патриархатом.

Ни одна из Поместных Церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится.

Патриарх Кирилл хоть и человек со швейцарским бэкграундом, но швейцарский банкиром он не является. (Есть поговорка: если видишь швейцарского банкира, прыгающего из окна небоскреба - не раздумывая делай то же самое).

А раз они остаются в общении с Константинополем, значит - по канонам - становятся столь же заразны, как и он. То есть каноны потребуют порвать и с ними.

Но объявить анафему всем Поместным Церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придётся изворачиваться и объяснять свое не-следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары - видят? И почему же с этими "прельщеными слепцами" мы общения не прерываем - вопреки требованию канонов?

Придётся каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации - помимо желания московских апологетов. Но скорее нас ждёт деградирование до уровня церкви-одной-нации. Ну как Армянская.

Я убежден, что эта изоляция будет односторонней. Константинополь не запретит нашим мирянам и священникам участвовать в их службах.

А нашим апологетам придётся изворачиваться. Заявление московско-минского Синода гласит: "невозможно участие в таинствах, совершаемых в её храмах". Так таинства все же совершаются? Но не для нас? Так это мы отлучены от совершаемых ими таинств? И кто тогда раскольник? Это и называется "бомбить Воронеж".

Понимаю, что грех - причащаться с тем, с кем ты в ссоре. Ибо грех лицемерно давать "поцелуй мира" тому, кого ненавидишь. Но... Этот грех в наших алтарях совершается ежедневно. И второе но - поссорились лишь патриархи. Русские парижане обоих патриархатов не ссорились. Им-то отчего надо теперь чуждаться друг друга?С детства мне не давал покоя вопрос: коли поссорились два царька - ну пусть они выйдут в чисто поле и помутузят там друг друга. Зачем народ вместо себя гнать на бойню ради их шкурных интересов? Ну какое дяде Ване дело до того, чей Порт-Артур или Марокко?

Если таинства у константинопольских общин есть - значит, они православны. Если православны и благодатны - как может быть разрыв и запрет на участие в таинствах? Как можно повернуться спиной ко Христу? А если они безблагодатны - то возвращаемся к первому кругу вопросов.

Самый простой выход из этой вилки, увы, совершенно неканоничен. Только что в эту ветку некто написал "их благодатность сильно умалилась"... Интересно, харизмометр у автора этой реплики какой марки?

***

Любопытный комментарий оставил к этому посту блогер Андрей Белоус:

Самое занятное в Заявлении это заявление, что создание епархий на Юге и Востоке Украины это плод миссионерских усилий Российской церкви. Так и хочется спросить, кого конкретно они там "отмиссионерили". Понтийские греки поклонялись Зевсу? Может, валахи были шиваитами? Не знаю, запорожские казаки ислам исповедовали?

Там был один не православный народ - крымские татары. Ну, хорошо, ещё караимы. Миссионерские успехи среди них были в районе нуля. Ну, а оспаривать право апелляции, данное Халкидонским собором, ссылаясь на Антиохийский, который был за сто лет до него? Это высший пилотаж. То есть, там и другие аргументы есть, не такие смехотворные, но когда они на фоне такой откровенной чуши...

Скажем, обвинять Константинополь, что дело Филарета не рассматривал Вселенский собор, когда они же сами блокировали вопрос об автокефалии и рассмотрение этого дела на Критском. То есть, реально восточному папизму противопоставили какое-то закабаление, когда если местный патриарх продавил на соборе нужное ему решение, то никакого перемотра быть не может. Потому что скажи сейчас кто про "Восьмой собор" они же первые закричат "волчий", "антихристов", "без права вето не поедем".

В общем, в межцерковном праве творится полная неразбериха и работать оно не может, какое оно есть. А все от чего? От пренебрежения к "латинскому" юридизму (ничего, что праву в Европе по византийским сборникам учили?).

В итоге имеем что? Огромную массу противоречащих друг другу канонов и авторитетных толкований к ним и никакого реального способа решить хоть какое-то дело. Напомнило старую фразу о. Кураева (по другому поводу): "Они ещё до закона-то не доросли, а уже думают, что в благодати".

Подпишитесь