Posted 16 июля 2019,, 09:53

Published 16 июля 2019,, 09:53

Modified 7 марта, 15:38

Updated 7 марта, 15:38

Правительство не может поймать способ управления нацпроектами

Правительство не может поймать способ управления нацпроектами

16 июля 2019, 09:53
Эти грандиозные планы по мнению экспертов, можно реализовать, только допустив к ним частный бизнес в том числе и иностранный

Вчера состоялось очередное заседание президиума совета по нацпроектам, на котором премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о дальнейшем переносе управленческих полномочий от президиума к проектным комитетам конкретных нацпроектов — этот процесс начался весной 2019 года. «Необходимость сверхдетального обсуждения нацпроектов президиумом, вероятно, говорит о системных проблемах при их создании: так, на рынке труда за год реализации нацпроектов ничего принципиально не изменилось...» - написал по этому поводу Коммерсантъ.

Эту информацию прокомментировал в своем телеграм-канале политолог Марат Баширов:

«Не полетят Нацпроекты в таком формате управления. Противоестественно поручать людям, натренированным на госуправление, решить по сути предпринимательскую задачу (реализацию Нацпроектов). Её возможно мог бы давным давно декомпозировать до формата развилок и методов (ровно как это происходит в стратегическом планировании любой коммерческой компании) Михаил Абызов, но он в местах не столько отдаленных. А других специалистов в системе госуправления с предпринимательским навыком на уровне федерального Правительства уже давно не было и нет. Её можно было бы поручить администрировать смешанной группе, состоящей из чиновников и членов РСПП, но на такую коллаборацию решатся когда корабль уже пойдет ко дну.

Федеральные проектные офисы, состоящие из чиновников, начинают тиражировать региональные проектные офисы, наполненные местными чиновниками. "Коммерсант" справедливо пишет о том, что это будет новый огромный Госплан. Сначала он будет состоять из множества маленьких отраслевых Госпланчиков, но рано или поздно их объединят в единый макрорегулятор на основе Минэка и ФАСа. Иного демонстрируемая логика управления Нацпроектами не позволит.

Посмотрите, как решается задача жилищного строительства. Уже поставлен вопрос о возрождении типового жилья - прямой аналог массовой застройки страны "хрущевками". Это вызовет следом типизацию ценовой политики на стройматериалы, на доставку их на стройку, установление уровня оплаты труда и т.д., то есть появится прямое регулирование конечной стоимости. И так будет по всей линейке Нацпроектов.

Любой бизнес тренер уже сейчас скажет, что это запрограммированный провал. Где же ошибка? В целеполагании. Государственные органы созданы для регулирования и контроля. Вот и ограничьте их этим функционалом. А Нацпроекты можно реализовать или через механизм концессий, допустив частников (в том числе и иностранных) или через передачу их вместе с деньгами в Госкорпорации, которые хотя бы одной ногой стоят в рынке и понимают, как потом управлять созданными экономическими субъектами. Оттолкнитесь от того, что в итоге появится "на земле" и вы поймете, что что-то закупить мало, это ещё надо заставить обеспечивать себя, обслуживать, зарабатывать. Или вы вечно собираетесь дотировать всё что купите и построите? Вот где разрыв понимания.

Лучше признать совершаемую ошибку сегодня. Да это больно, кто-то лишится своих постов, а так мы просто теряем время...»

Полностью согласен с экспертом и телеграм-канал МыслиНеМысли:

«Каждая новая новость про национальные проекты вызывает искреннее недоумение. Если так дальше будет продолжаться, то получится настоящее шапито. Правительство никак не может «поймать» способ управления нацпроектами, поэтому пока получается очень странно.

Все дело в том, что чиновники, ответственные за выполнение нацпроектов, не имеют соответствующего опыта, они пытаются добиться все привычными методами контроля, перенося уже проверенный опыт на абсолютно новую территорию. Полностью согласны с «Политджойстиком» в том, что здесь уж точно не был бы лишним опыт людей из бизнеса, ну или хотя бы из госкорпораций, у них все же есть хоть какое-то представление о рыночных механизмах. Но у нас получается, что вроде бы конечную реализацию на себя берут частные компании, а управление в полностью ручном режиме.

Про то, что мы идем к «новому Госплану» были намеки еще в конце прошлого года, сейчас это становится еще более очевидным, но пока все эти проектные офисы слишком раздроблены и не представляют собой единую структуру. А она будет уже очень скоро, будет неповоротливой, неэффективной, все как мы любим.

Даже на этапе создания проектов никто не подумал просчитать потребности в рабочей силе, и это лишь один нюанс, а в ходе реализации их будет множество, а проектный подход явно не позволит справиться с поступающими проблемами. Тем не менее, правительство он устраивает, потому что иного они предложить не могут, так что провал с нацпроектами практически гарантирован.

Но, как уже было сказано, признание провала на этом этапе означает необходимость наказания хоть кого-то, а терять посты не хотят ни чиновники средней руки, ни их покровители. Так что изменений никаких не будет, а когда придет время говорить о результатах, крайних уже не найдут...»

"