Posted 16 марта 2022, 11:12
Published 16 марта 2022, 11:12
Modified 7 марта, 12:36
Updated 7 марта, 12:36
Правда официальные лица успокаивают. «Несмотря на это, все права россиян будут гарантированы безусловно – заявил глава международного комитета Госдумы Слуцкий. «Россия в этом году не перечисляла взнос в Совет Европы (порядка 4,2 млрд руб), эти деньги пойдут на поддержку граждан и экономики, заявил, со своей стороны, спикер Думы Володин - Без России Совету Европы нечем будет заняться, для него остается один выход — самораспуститься…»
Впрочем, несмотря на то, что Россия уже выполнила первое условие — уведомила Страсбург о выходе, в соответствии с Уставом Совета Европы самостоятельный выход страны из организации не может быть немедленным. Он всегда действует только с начала следующего финансового года — с 1 января 2023 в нашем случае, сообщает правозащитник Павел Чиков (признан иностранным агентов в РФ - ред.).
Поскольку условие, тем не менее, соблюдено, то нет необходимости исключать Россию с более ранней даты. Но Комитет министров не связан заключением ПАСЕ, а потому может принять решение и об исключении в этом году.
Решение будет принято на заседании Комитета министров завтра, 17 марта. Если серьезных изменений не произойдет, Россия покидает Совет Европы с 1 января 2023 года. С этой же даты прекратится действие Европейской Конвенции о правах человека, если Россия не денонсирует ее раньше.
Денонсация Конвенции возможна по истечении шести месяцев после направления уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, то есть не ранее 16 сентября 2022 года.
О том, чем на самом деле грозит выход России из Совета Европы пишет в своей колонке политический обозреватель «Коммерсанта» Дмитрий Дризе:
«Объективности ради нужно сказать, что все эти европейские структуры погрязли в бюрократии, их влияние на принятие решений минимально. И да, там господствуют штампы и нежелание слышать иное мнение. Реформа этих институтов давно назрела. Причем можно предположить, что, скорее всего, после украинских событий нечто похожее так или иначе произойдет.
Но при этом существуют так называемые базовые ценности — в первую очередь, свобода личности, собраний, неприкосновенность частной собственности, право высказывать свое мнение и так далее. Когда под всем этим стоит твоя подпись, ты вынужден действовать с оглядкой. Неприятно, когда тебя полощут на сессии ПАСЕ, лишают слова, а в Москву приезжают разные эмиссары и чего-то требуют.
Отныне нет такой проблемы. И, скажем так, не для всех это хорошо. Теперь мы действительно идем своим путем. Главное понять, куда он ведет и в чем состоит цель этого непростого путешествия. Придется, видно, всерьез заняться идеологической базой.»
Интересно, что подобная же коллизия уже случалась в истории нашей страны: из-за финской войны, которую в 1939 году развязал Сталин. Тогда Советский Союз отреагировал на своё исключение из Лиги Наций заявлением ТАСС от 16 декабря 1939 года, где указал, что за исключение СССР проголосовало всего 7 из 15 членов, причём последние три страны — члена Совета были избраны за сутки до голосования, в чём Советский Союз усмотрел мошеннический умысел. Остальные же 8 членов Совета либо воздержались, либо отсутствовали. Таким образом, Лига Наций нарушила свои уставные положения.
Кроме того, СССР обвинил Лигу Наций в потакании интригам Великобритании и Франции, которые, с его точки зрения, вместо прекращения войны с Германией занимались поддержкой провокаторов войны в Финляндии. Там же было выражено негодование, что «случайно подобранные „представители“ 127 миллионов населения „исключили“ СССР с его 183 миллионами населения», а также удовлетворение тем фактом, что Советский Союз уже «не связан с пактом Лиги Наций и будет иметь отныне свободные руки».