Posted 16 марта 2020,, 14:13

Published 16 марта 2020,, 14:13

Modified 7 марта, 14:53

Updated 7 марта, 14:53

Пандемия ставит неутешительный диагноз для Евросоюза

Пандемия ставит неутешительный диагноз для Евросоюза

16 марта 2020, 14:13
Первые усилия по противодействию эпидемии брюссельские бюрократы предприняли только 10 марта

Крайне эмоционально, но во многом совершенно справедливо оценил действия Евросоюза в условиях пандемии коронавируса публицист Александр Соколов, живущий в Словакии:

«Помните, был такой Брекзит, и из каждого утюга дули в уши, мол, наплачутся теперь бритты без Евросоюза. Приползут обратно хлебушка просить, когда припрет. Что Евросоюз - это такая сила и мощь, добрый отец и заботливая мать, без которых гражданам небо с овчинку.

Третью неделю Италия судорожно задыхается от коронавируса - возможности национальной системы здравоохранения давно исчерпаны. Уже все, кто мог и имеет мозг, отметились, что Европу, учитывая вольность нравов и интенсивные перемещения граждан, накроет покруче Китая.

И что мы слышим и видим от толпы высокооплачиваемых брюссельских бюрократов? НИ-ЧЕ-ГО! Т.е. вообще ничего. С проблемой возятся национальные государства, каждое - в меру своего разумения и возможностей.

Ни общеевропейской координации, ни общеевропейских программ, ни даже какой-никакой директивы Брюсселя. Будто и нет их там вовсе - все на каникулах.

Может быть вы слышали о гуманитарной миссии, которая аккумулирует европейские мощности медицины - те же аппараты ИВЛ, передвижные госпиталя, вербует медиков и волонтеров... всё, что может быть оперативно заброшено-развернуто в местностях, где случилась (как в Италии) или вот-вот случится новая вспышка? М.б. - о планировании и привлечении интернациональных полицейских сил для организации карантинных зон в критических регионах? Или о едином европейском плане кризисной организации пассажироперевозок, с учетом потребностей граждан, возможностей перевозчиков и карантинных необходимостей? Я тоже не слышал.

Это ж, блин, работать надо - оперативно и осмысленно решения принимать, выделять средства без откатов. Это не многомиллионные и многолетние "исследования" проблемы оптимизации формы огурцов, трансгендерных аспектов мультикультурной адаптации и перспектив квотирования санкций в пользу "зеленой" энергетики.

Бессмысленные твари. Брекзит вам только первая ласточка...»

Гораздо спокойнее, но тоже критически отозвался об этой бюрократической структуре политолог Александр Ивахник:

«Быстрое и масштабное распространение коронавируса в Европе не только вызывает изменения привычного уклада жизни, но и воздействует на политические процессы. Правящий в Германии ХДС отменил проведение в апреле чрезвычайного съезда для избрания нового лидера партии. Новый раунд торгово-экономических переговоров между ЕС и Великобританией, который должен был начаться в Лондоне 16 марта, видимо, будет проходить по видеосвязи. Парламент Испании 12 марта практически приостановил свою работу после того, как все 52 депутата от крайне правой партии Vox попали в карантин, а кабинет министров проводит заседания в режиме видеоконференции, поскольку у одного из министров выявлен коронавирус. Во Франции президент Макрон лишь в последний момент решил не переносить мартовские муниципальные выборы.

Между тем, вплоть до последних дней реакция европейских властей на наступление коронавируса была запоздалой, бессистемной и нескоординированной. Лишь в Италии, которую инфекция поразила гораздо сильнее остальных, правительство пошло на беспрецедентное введение режима строгой изоляции сначала на севере, а затем по всей стране. В других же странах тактика властей была выжидательной. Ситуация серьезно изменилась лишь в середине этой недели, когда стали закрывать школы, университеты, отменять культурные и спортивные мероприятия.

На уровне Евросоюза серьезность угрозы тоже была осознана не сразу. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен создала специальный комитет по коронавирусу из пяти еврокомиссаров только 10 дней назад. Министры здравоохранения стран ЕС за последний месяц встретились лишь дважды. И все-таки постепенно пришло понимание необходимости совместных действий. 10 марта лидеры стран ЕС провели чрезвычайный саммит в режиме видеоконференции, который был призван выработать общий ответ на распространение эпидемии.

После саммита было объявлено о ряде согласованных конкретных мер. Решено немедленно выделить €7,5 млрд для помощи системам здравоохранения и сильно пострадавшему малому бизнесу. Еврокомиссия будет вести инвентаризацию имеющихся средств защиты и дыхательных аппаратов, чтобы в случае необходимости обеспечивать чрезвычайные поставки. Также ЕК будет проводить ежедневные видеоконференции с министрами здравоохранения и внутренних дел для координации действий. Наконец, для уменьшения ущерба бизнесу будут подготовлены предложения по замораживанию ограничений на дефицит госбюджетов и на оказание прямой финансовой помощи предприятиям. Едва ли согласованные меры окажутся достаточными, но для смягчения ситуации они будут полезны. Впрочем, европейским лидерам придется еще не раз обсуждать шаги по преодолению коронавирусного кризиса и принимать новые планы действий...»

Между тем, Евросоюз как будто очнулся и начал активную деятельность, в первую очередь предпринимая усилия, чтобы обеспечить внутренний рынок необходимыми для борьбы с коронавирусом товарами - защитными масками, перчатками и одеждой. С этой целью вводится процедура получения специальных разрешений на экспорт такого рода средств за пределы Евросоюза, как заявила в воскресенье президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен:

«Мы должны сохранить в Европе средства, в которых мы нуждаемся. Поэтому сегодня мы утвердили систему получения разрешений на экспорт такого рода товаров. Это означает, что такой экспорт за пределы ЕС должен получить разрешение правительств ЕС. Это необходимо, поскольку мы нуждаемся в этих средствах для наших систем здравоохранения».

Она также добавила, что страны-члены Евросоюза не должны вводить каких-либо ограничений на поставки медицинских товаров внутри европейского сообщества.