Posted 15 декабря 2021,, 08:44

Published 15 декабря 2021,, 08:44

Modified 7 марта, 13:01

Updated 7 марта, 13:01

Вертикальный абсолютизм: чем грозит стране новый закон «о публичной власти»

Вертикальный абсолютизм: чем грозит стране новый закон «о публичной власти»

15 декабря 2021, 08:44
Фото: Фото: Соцсети
Законопроект, принятый Госдумой уже во втором чтении, закладывает крайне опасное напряжение в отношениях между центром и регионами России, грозящее обернуться множеством конфликтов
Сюжет
Власть

Крайне важную новость, не получившую достаточно внимания в экспертном сообществе, анализирует на сайте Московского Центра Карнеги политолог Татьяна Становая.

Не удовлетворившись конституционной реформой, проведенной полтора года назад, Кремль продолжил реформировать систему власти, причем даже более радикально, чем это было в Конституции. Так законопроект о публичной власти должен пересмотреть отношения центра и регионов, заменив закон 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и стать таким образом одним из важнейших, принятых в этом году.

Он не просто встраивает всю иерархию власти – федеральную, исполнительную и муниципальную – в единую вертикаль, но и, по сути, подчиняет законодательную власть исполнительной, региональную – федеральной, замыкая все на президента. Появляется четкая субординация, а сдержки и противовесы перенастроены в пользу подчинения и контроля. 9 декабряГосдума приняла его во втором чтении со значимыми поправками.

По новому закону о публичной власти теперь:

- президент может без объяснения причин увольнять глав регионов;

- выносить предупреждения и выговоры главам регионов и приостанавливать законы, принятые губернаторами;

- если глава региона игнорирует предупреждение, президент теперь официально может просто убрать его;

- вроде бы, главы регионов ещё могут обратиться в Верховный суд и оспорить решение президентам, но у президента теперь есть право импичмента в отношении любого судьи (поэтому если судья хочет остаться судьёй, он будет официально делать всё, что говорит президент);

- главы регионов теперь официально обязаны согласовывать с центром кандидатуры министров - финансов, здравоохранения, образования, ЖКХ.

- в то же время отменяется ограничение на число сроков глав регионов (неугодных убрать, угодных посадить пожизненно);

- то же и с региональными парламентами: теперь президент может выносить им «предупреждения» и разгонять их, если они не исправили закон;

- прокуроры (это, на секунду, гособвинитель - т.е. сторона перманентно заинтересованная в репрессиях) теперь могут выступать с инициативами законопроектов;

- многие вопросы взаимоотношений центра и регионов теперь контролируются Госсоветом;

- губернаторы теперь могут делать то же, что делает президент в отношении них, в отношении глав муниципальной власти (выговоры, предупреждения, произвольные увольнения + роспуск регионального парламента);

- кроме того, депутаты теперь госслужащие, и на них навешиваются все те же недавние ограничения (иностранные счета, гражданство и пр.)

- депутатам больше нельзя в произвольном месте проводить встречи с избирателями, что оппозиционными депутатами использовалось как лазейка для легального проведения митингов - теперь только по согласованию и в специальном помещении;

- для депутатов теперь придумали кучу самых разных возможных нарушений, которые позволяют в случае чего их наказывать вплоть до лишения полномочий;

Таким образом, резюмирует эксперт, с принятием нового закона о публичной власти Россия начинает напоминать гигантскую матрешку, где местная власть встроена внутрь региональной, региональные парламенты – внутрь губернатора, губернаторы и региональные министры – внутрь федерального правительства. И все это накрыто сверху одним большим президентом, который руководит всем, включая народ – как ни голосуй, президент, если что, поправит.

Все это ведет не только к более жесткой субординации и подотчетности, но и к уничтожению всего политического – сворачивается региональная автономия, сокращаются возможности для системной оппозиции, закатывается в вертикаль местное самоуправление – до недавнего времени единственный уровень, доступный для критиков власти.

Такая конструкция, на сегодня крепкая и сплоченная, становится чудовищно опасной, если представить, что во главе России – политически слабый глава государства. Подмена сдержек и противовесов системой тотальной взаимной подчиненности и подотчетности может привести к институциональному хаосу и юридическим клинчам, если режим станет слабым – без мощной партии власти и рейтингов Путина 60%.

Президент мечтал уничтожить конъюнктурно возникшую ельцинскую Конституцию и разработать на смену ей долгий конституционный путинизм. Но первый же серьезный политический кризис может показать, что конъюнктурным окажется именно путинизм, неприспособленный к деконцентрации политической власти.

С абсолютной вертикализацией власти, появляется и совершенная круговая порука, не оставляющая ничего от системы сдержек и противовесов, и уж тем более от местного самоуправления.

На будущее закладывается очень большое напряжение в отношениях «центр – регионы», влекущее за собой множество конфликтов. Пока что это напряжение легко сжимается сверху, но так, ведь, будет не всегда. Маятник оттягивается, по второму кругу однажды будем проходить через распад и слом вертикали - и совсем не бесконфликтный.

"