Posted 15 сентября 2021, 10:31
Published 15 сентября 2021, 10:31
Modified 7 марта, 13:36
Updated 7 марта, 13:36
По мнению экспертов, реформирование сферы назрело, но и риски реформирования присутствуют.
Доцент РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов:
«Современной системе ЖКХ остро не хватает конкуренции и прозрачности ценообразования, что и способствует разного рода злоупотреблениям. Инициировать конкуренцию – технически сложно, во многих муниципалитетах для этого объективно нет условий.
Поэтому идея создать централизованную управленческую структуру с жестким контролем над ценообразованием смотрится логично. Как минимум там, где у потребителя отсутствует возможность выбора поставщика услуг…»
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов:
«Большое количество управляющих компаний, существующих на низовом уровне, не обладают необходимыми средствами для того, чтобы проводить глубокую модернизацию жилого фонда. Это касается, кстати, и ресурсоснабжающих организаций.
Фактически Хуснуллин предлагает ту систему, которая используется в Москве – в каждом районе создается профильный ГУП. Сеть таких районных предприятий непосредственно контролируется властями. Через этот инструмент происходит вложение средств в модернизацию инженерных сетей. Такая модель заслуживает внимания.
Другое дело, что обсуждаемая модель по большому счету противоречит основополагающим принципам рыночной экономики. Соответственно встает вопрос – а нужна ли вообще конкуренция на этом рынке? Мне кажется, что в некоторых отраслях конкуренция не является благом. Возможно, в сфере ЖКХ требуется как раз более активное участие государства. В 1990-ые годы государство бросило эту отрасль, думая, что рынок сам все отрегулирует, но рынок ничего не отрегулировал…»
Политолог Алина Жестовская:
Фактически население обложено оброком – деньги за услуги платить нужно, а качество услуг никто не контролирует. Есть горячая вода, нет горячей воды, моют подъезд, не моют – счета выставляются исправно. На мой взгляд, «клиентом» для управляющих компаний и ресурсников должны стать местные администрации. А уже они будут «переоказывать» услуги населению.
В последние годы власть пыталась передать едва ли не все социальные направления в распоряжение частников. При том, что эта схема показала себя максимально коррупционной. Рынок контролировать остались те же аффилированные предприятия. Но чиновники сняли с себя практически всю ответственность. Либо они принимают ее обратно, либо зачем нам вообще госаппарат?»
Экономист Антон Шабанов:
«Состояние комплекса ЖКХ сегодня критическое. К сожалению, сейчас мы зачастую видим в отрасли децентрализованные процессы, нет единой концепции и понимания. Да, централизация востребована, но до определенного предела. Многие вопросы в любом случае должны решать местные власти, потому что мы ведем речь о разных условиях, в том числе климатических и природных. Поэтому разработать унифицированный подход довольно сложно – страна слишком большая.
Следует помнить, что процессы централизации в истории России зачастую ничем хорошим не заканчивались. Риски для власти заключаются, прежде всего, в том, что обновленная система не заработает, и мы получим еще больше проблем в сфере ЖКХ, чем имеем сегодня. Точно риски можно будет оценить, когда мы увидим полное содержание запланированной реформы…»
Критичнее других оценил перспективы реформы политолог Дмитрий Михайличенко:
«Реформируем ЖКХ производим Швондеров?
Вероятная реформа ЖКХ, о которой так много говорят в Системе, помимо всего прочего, призвана решить еще и политические задачи.
В рамках предвыборной кампании многие политтехнологи от партии власти столкнулись с серьезными проблемами в сфере ЖКХ. Уровень недовольства ЖКХ и многочисленные жалобы граждан существенно затруднили безболезненную административную мобилизацию т.н. лояльного электората в преддверии думских выборов, а сама сфера является источником постоянного негатива, который региональные власти не способны решить.
Поэтому реформа в виде огосударствление сектора ЖКХ в перспективе 2-3 лет видится правящим классом как жизненно важная. Во-первых, элиты в лице вице-премьера М. Хуснуллина и других получат огромные ресурсы, которые можно осваивать. Во-вторых, износ оборудования ЖКХ в регионах доходит до критических уровней и составляет 60-70%, что чревато постоянными авариями и повышением тарифов.
Огосударствление ЖКХ вряд ли приведет к росту качества услуг и снижению тарифов, но для правящего класса это будет очередное расширение кормовой базы, правда, за счет ущемления интересов региональных элит, что чревато конфликтами.
Но главное – реформа ЖКХ позволит усилить контроль правящего класса над обществом. Поэтому в перспективе 2-3 лет появление старших по дому «Швондеров» или управдомов советского типа вполне вероятно…»