Posted 15 сентября 2020,, 09:27

Published 15 сентября 2020,, 09:27

Modified 7 марта, 14:42

Updated 7 марта, 14:42

Навальный рассорил Россию с Германией. Что дальше?

Навальный рассорил Россию с Германией. Что дальше?

15 сентября 2020, 09:27
Дело Навального окончательно ухудшило российско-германские отношения, однако есть еще шанс не превратить их во враждебные.

О том, почему «дело Навального» стало поворотной точкой, завершившей долгий период доверительных отношений между Россией и Германией, пишет директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин на сайте этого института.

Отныне отношение Германии к России станет таким же, как и у остальных стран Западной Европы: принципиальное оппонирование кремлевской политике, жесткая критика любых шагов Москвы, солидарность со странами Восточной Европы, ну и разумеется, отказ от «Северного потока – 2». То есть конец эпохи.

И не факт, что Путин в истории с эвакуацией Навального в Берлин предвидел такой поворот, скорее всего он как раз полагался на взаимодействие с Меркель, на ее помощь в решении этого неприятного инцидента без репутационных потерь. А получил «удар в спину»...

Теперь Берлин окончательно закроет начатую Горбачевым эпоху почти дружественных отношений с Россией, а Москва станет рассматривать Германию как государство подконтрольное Америке. Таким образом, положение складывается и проще и одновременно более рискованным: Москва перестает в своих действиях оглядываться на мнение и интересы Европы, а в войне с США сдерживающих факторов становится все меньше.

Это суровый удар по положению России в Европе, поскольку в последнее время шумные коррупционные скандалы пошатнули позиции лояльных к Кремлю европейских политиков во Франции, Италии и Австрии. Да и во многих других странах шпионские скандалы с участием россиян привели к охлаждению отношений с Россией. То есть в Европе фактически не осталось стран, власти которых относились бы к России нейтрально-положительно.

Особенно сильно повлияло на это дело Скрипалей, которое появилось ровно тогда, когда некоторые европейские страны уже планировало сделать послабление России после четырех лет украинских санкций... А дело Навального пришлось на тот момент, когда наметился новый жесткий раскол Европы, как реакция на американо-китайскую конфронтацию.

С чьей бы стороны ни были провокациями эти отравления, эмоции по их поводу следует придержать, чтобы окончательно не навредить отношениям между странами, поскольку российско-германское примирение – это столь же важная опора европейской безопасности, что и германо-французское, и по-своему чудесное, если учитывать страшные последствия развязанной Гитлером войны.

Несмотря на то, что сейчас между Москвой и Берлином идет борьба за то, какого соседа Россия получит под Смоленском, не следует радоваться возрождению германо-российской вражды. Эта вражда отнюдь не укрепит НАТО и не повысит безопасность Европы. Отношения между Россией и Германией неуклонно ухудшаются почти 10 лет и вернуть их к эпохе партнерства ради модернизации Европы от Лиссабона до Владивостока сегодня нереально, но превращение их во враждебные остановить пока еще можно.

А для этого вместо ненужной риторики следует провести свое и очень тщательное расследование дела Навального, и создать предельно аргументированную позицию для обсуждения в ООН вопроса о запрещении химического оружия. И она должна стать прежде всего аргументированной для российских граждан, которых не следует «кормить» словами «мы не виноваты, к тому же есть десятки версий, почему это отравление могло произойти (как это было с делами Литвиненко и Скрипалей или малазийского боинга).» В случае с Навальным этот пафос уже не сработает.

Что же касается отношений с Берлином, то следует взять паузу, пусть они сами решат и судьбу газопровода, и вопрос с преемником Меркель, и со своим политическим будущем – это не дело России. А уж потом, можно снова начать искать точки соприкосновения и взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня же главное не упустить Белоруссию подобно тому, как была упущена Украина. Не позволить Лукашенко обмануть Путина, а тому – обмануться в народе Белоруссии и в своем тоже...

"