Posted 15 августа 2020, 19:33
Published 15 августа 2020, 19:33
Modified 7 марта, 14:40
Updated 7 марта, 14:40
Российский социолог Григорий Юдин расценил поведение белорусского диктатора, как своеобразный политический эксперимент:
«Александр Лукашенко проводит эксперимент в области современной тирании, у которого будут очень важные последствия. Он фактически забил на демократическую легитимность и пытается удержаться только на штыках. Последние десятилетия это было немодно.
Это остаётся почти без внимания, но Лукашенко не пытается никого убедить, что он выиграл выборы. Уже неделю он не пробует предъявить свою поддержку в зримом виде. Его эмиссары тоже не стараются доказывать победу на выборах – их единственный ответ: «проехали». Председатель ЦИК совершенно прямым текстом заявляет, что жалобы кандидатов были отклонены потому, что если их принять, то по закону придётся проводить новые выборы, а это недопустимо – «страну потеряем».
Собственно, Лукашенко с самого начала полностью махнул рукой на задачу создать видимость общественной поддержки. С политтехнологической точки зрения его кампания – безумие. Он вообще не присутствовал в Интернете, сразу отдав это пространство. Он две недели не обращал внимания на то, как его соперница набирает волну на митингах по всей стране. Да что там говорить – у него его собственный спойлер подала апелляцию против него в Центризбирком. Собственно, его прямое сообщение – мне плевать, как вы проголосовали, страну я вам не отдам.
Отказавшись от демократической легитимности, Лукашенко положился на демонизацию революции и на голую силу. Вместо избирателей Лукашенко ездил по силовикам и, как мы сейчас видим, работал с ними как следует, натравливая их на будущий протест. Он вообще не готовился к голосованию, он готовился к бойне. Он стал Картофельным Пиночетом, потому что в этом отношении вернулся к образу правления хунт полувековой давности.
От судьбы Лукашенко зависит довольно многое на ближайшие годы. Либо в центре Европы возникнет тиранический режим по формуле «контрреволюция+насилие». Либо под боком у России возникнет пример успешного народного восстания против тирана. Тут кто-то проиграет - либо контрреволюция, либо демократическая легитимность. В идеологическом отношении белорусские события точно будут важнее украинских...»