Posted 15 июня 2021, 09:41
Published 15 июня 2021, 09:41
Modified 7 марта, 13:44
Updated 7 марта, 13:44
Интересные выводы, во многом опровергающие расхожее убеждение, что снижение рождаемости и старение общества несёт стране одни только убытки сделал профессор экономики и демографии Гарвардского университета Дэвид Блум в работе, опубликованной в издании Международного валютного фонда «Финансы и развитие». У этого демографического процесса есть и плюсы, утверждает Блум:
«Изменения возрастной структуры могут способствовать росту экономики, создавая возможность получения так называемого демографического дивиденда - повышения доходов на душу населения, обусловленного снижением фертильности, что уменьшает бремя, связанное с зависимостью молодёжи, увеличивает в населении долю работающих и лиц, осуществляющих сбережения, и позволяет перераспределять ресурсы с воспитания детей на строительство заводов, создание инфраструктуры и инвестиции в образование и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Снижение фертильности также, как правило, освобождает женщин от деторождения и воспитания детей, дополнительно увеличивая предложение рабочей силы. Аналогичным образом уровни сбережений обычно возрастают с повышением выживания взрослых и в связи с ожидаемыми более длительными периодами пребывания на пенсии, особенно в тех странах, в которых трудовая деятельность людей старше 60–65 лет сдерживается мерами политики и организациями. Демографический дивиденд представляет собой возможность обеспечения быстрого роста доходов и снижения бедности. Его катализатором могут служить меры политики и программы, направленные на снижение младенческой и детской смертности, a ускорить его получение может принятие мер, способствующих снижению фертильности, например, расширение доступа к услугам первичной медицинской помощи и охране репродуктивного здоровья и образованию девочек.
Однако демографический дивиденд не возникает автоматически. Его получение зависит от ключевых аспектов экономической и правовой конъюнктуры, таких как качество государственного управления, макроэкономического управления, торговой политики и инфраструктуры; эффективность рынка труда и финансового рынка и уровни государственных и частных инвестиций в здравоохранение, образование и подготовку кадров. В последние десятилетия демографические дивиденды получают различные страны, прежде всего «восточноазиатские тигры» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань, провинция Китая), которые в 1960-е и 1970-е годы резко сократили свою рождаемость и, воспользовавшись образовавшейся в результате передышкой в экономике, достигли поразительного успеха посредством продуманных мер политики в сфере образования и здравоохранения, устойчивого макроэкономического управления и осмотрительного взаимодействия со странами региона и мира.
В этих странах более 2 процентных пунктов годового прироста доходов на душу населения (приблизительно одна треть совокупного годового прироста) объясняется снижением фертильности и связанным с этим резким увеличением доли населения трудоспособного возраста в период с 1965 по 2000 годы…»