Posted 15 мая 2018, 07:25

Published 15 мая 2018, 07:25

Modified 7 марта, 17:01

Updated 7 марта, 17:01

Зачем Кудрин согласился участвовать в экономическом эксперименте

15 мая 2018, 07:25
Давая свое согласие занять пост главы Счетной Палаты, Алексей Кудрин либо надеется на успех новой экономической политики, либо на ее трансформацию по ходу проведения

Журналист Александр Баунов на сайте Московского Центра Карнеги анализирует, пожалуй, главное майское событие – назначение Алексея Кудрина вопреки ожиданиям интеллектуалов не на пост премьера или хотя бы вице-премьера нового правительства, а всего лишь главой Счетной Палаты, или как выразился экономист Андрей Мовчан – вместо реформатора Кудрин стал «бухгалтером высокого полета».

Баунов напоминает, что наравне с логикой ожиданий интеллектуального сообщества, есть аппаратная логика действующих лиц, в которой место для либерала и советника президента Кудрина подыскивается с трудом. Во-первых, премьер, если что-то случается с президентом, занимает его место, а ничто не говорит, что Путин видит в Алексее Кудрине будущего президента, который при внезапном образовании вакуума на верхушке власти сплотит элиту и спасет родину.

Во-вторых, пост первого вице-премьера заблокирован премьерством Медведева, с которым у Кудрина был конфликт в 2011 году. Примерно такая же ситуация и с другими местами, которые мог бы занять Кудрин: вакансии помощника президента и главы Центробанка заняты.

Остается только формально независимая от правительства Счетная палата, в которой, правда, придется взаимодействовать с непростым партнером, председателем Думы Вячеславом Володиным, поскольку этот орган формально находится под парламентским контролем. Амбициозному Володину, по мнению Баунова, только лестно будет получить в союзники тяжеловеса Кудрина: они смогут развернуть такой парламентский контроль за правительством и госкорпорациями, что топор можно будет вешать.

Кроме того, эксперт полагает, что должность главы Счетной палаты можно рассматривать и как промежуточную ступень: проверку после возвращения перед повышением, и как последнюю, предпенсионную. Отказ же от предложенной должности по причине бóльших амбиций кандидата или более высокой общественной оценки его возможностей воспринимается в России как свидетельство того, что кандидат хотел работать не на родину, а на себя, и, как правило, закрывает карьерно-политические перспективы.

Согласившись на должность ниже ожидаемой, Кудрин растрачивает общественный вес, но приобретает аппаратный. Никакие неформальные связи, никакое имя в стране, управляемой бюрократией, не заменят начальственного кабинета, служебной машины с соответствующим номером, телефонов-вертушек и десяти тысяч курьеров. Одновременно остается верным и наблюдение, что в странах с плохо развитой политической системой человек – тоже институт, иначе говоря, красит место. Алексей Кудрин – несомненно человек-институт, раз сумел продержаться высоко в новостях и в общественном мнении семь долгих лет, не имея вообще никакого кабинета.

Кроме того, российские власти понимают, что спрос на борьбу с коррупцией в государственном аппарате существует и Алексей Кудрин частично удовлетворит этот спрос у интеллигентной публики. Появление еще одного прагматика/либерала еще на одной начальственной должности (рядом с Эльвирой Набиуллиной, министром экономического развития Максимом Орешкиным и министром финансов Антоном Силуановым) не только укрепляет соответствующую партию, но и придает борьбе за чистоту государственных расходов менее силовой оттенок: можно арестами, а можно финансовым контролем, за которым, уж если что, последуют и аресты. Ведь по закону о Счетной палате ее главной задачей является «организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета».

Более того, многочисленные идеи, показатели и цели Фонда «Стратегия», который возглавляет Кудрин, попали в невоенную часть послания Путина Федеральному собранию, а потом в новый майский указ президента. Для этого «Стратегия» и писалась. Есть также пункты, которых нет в послании и указе, но о которых открыто говорят как о повестке нового срока – например, заведомо непопулярная пенсионная реформа. Ясно, что и «рост уровня пенсионного обеспечения», и увеличение продолжительности активной жизни граждан России будут сопровождаться повышением пенсионного возраста, как это и предложено в «Стратегии».

Но главное это то, что и указ Путина, и программа Кудрина предполагают бюджетный маневр – дополнительное финансирование производительных отраслей – социальных, инфраструктуры, несырьевого производства – за счет в том числе перемещения денег из непроизводительных, например силовых.

Предлагали маневр, вот пусть теперь и смотрят, чтобы при переносе ничего не пропало, осуществляют финансовый контроль. Алексей Кудрин известен как бывший противник больших государственных трат и сторонник государственных сбережений: значит, будет контролировать придирчиво. Кроме того, большая часть поставленных в указе критериев позволяет отчитываться о выполнении при помощи манипуляций с отчетностью, вот пусть и смотрит, чтоб не манипулировали.

В то же время, автор считает, что проблема нового майского указа не только в некоторой его рыхлости (слишком много приоритетов – 12 на шесть лет) и иерархической нестройности (большие цели и показатели соседствуют с малыми, которые могли бы появиться в отраслевых министерских документах), но и в том, что – по сравнению со стратегией Кудрина – из него исчезла вся внешне- и внутриполитическая часть. В указе ничего не говорится про преобразование судов, улучшение правовой системы, предпринимательского климата, ничего нет про административную и управленческую реформу. Он написан по принципу «занимайтесь экономикой, а политикой займусь я».

Да, в указе есть целевые экономические показатели, в том числе модернизационные. Например, 16 раз говорится об экспорте – серьезном увеличении экспорта несырьевых и высокотехнологичных товаров, продукции малого и среднего бизнеса, медицинских и образовательных услуг и так далее. Но нет главного, посредством чего их можно достичь. Ничего не сказано о том, откуда возьмутся такие суды, такие правовые гарантии собственности, такое администрирование, чтобы предприниматели хотели основывать и развивать свой бизнес в России, оставлять здесь свою прибыль и свои семьи, безбоязненно показывать доходы, и такая международная обстановка, при которой они не могут в любую минуту стать предметом иностранных внеэкономических ограничений. А раз так, и макроэкономический рост, и экспорт, и цифровую экономику, и новую медицину предполагается, видимо, поднимать централизованно, административными мерами и за счет государства.

Баунов напоминает, что классическая триада реформ для посткоммунистической страны состоит из качественного (несырьевого) экономического роста, демократизации и сближения с Западом. Примерно из тех же трех частей стратегии Кудрина в качестве программы правительства оставлена одна – первая. России предлагается расти экономически и социально, не раскрепощаясь политически и не сближаясь. В отличие от первого срока в четвертый нам предлагается мягкий вариант китайского пути.

«Эту триаду Россия уже осуществляла в 90-е годы и даже в начале 2000-х, мало чем тогда отличаясь от других восточноевропейских стран, чей стратегической целью было движение в сторону Запада (сделаться похожими, чтобы стать его частью). Теперь у России такой стратегической цели нет. Но и цели специально отдалиться и построить альтернативное общество, как это было во времена СССР, тоже нет. Россия снова ставит на себе эксперимент, только теперь не по отрицанию, а по умножению сущностей, строя отдельный от капиталистического Запада рынок. Вопрос в том, возможно ли умножить Запад без его на то согласия. Алексей Кудрин, как и множество других профессионалов, хорошо знающих мировую экономику людей, согласился участвовать в этом эксперименте в надежде либо на его успех, либо на его трансформацию по ходу проведения», - резюмирует автор.

Полностью здесь

Подпишитесь