Posted 15 апреля 2020, 09:50

Published 15 апреля 2020, 09:50

Modified 7 марта, 14:57

Updated 7 марта, 14:57

Вирусолог Нетесов: «Выясняется, что есть уже две или три разновидности коронавируса»

15 апреля 2020, 09:50
Одна из них более заразная, но менее патогенная, а другая – менее заразная, но более патогенная

Завлабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии Новосибирского государственного университета, в прошлом руководитель лаборатории «Вектор», где разработали тест на новый коронавирус, Сергей Нетесов дал интервью изданию Reminder. «Новые Известия» приводит самые интересные фрагменты из него.

О скученности

В Нью-Йорке скученность на улицах, особенно в Манхеттене, такая же, как в Москве внутри Садового кольца. Общение между людьми очень активное: жители привыкли по два-три раза в день ходить в кафе или ресторан. Условий для передачи инфекции там очень много, отсюда такое эпидемическое буйство. У нас будет такая же картина, особенно в Москве, я очень сильно это подозреваю, хотя и не хочу.

О дефиците тестов

Тест-систем нужно намного больше, чем казалось в начале. Быстро стало ясно, что у нас подходят к концу некоторые ключевые реагенты. Не стоит их называть, чтобы не вызывать дополнительный рост цен и спекуляцию. Сейчас они в дефиците не только в России, но и вообще в мире. Они нужны для всех тест-систем на основе ПЦР. И если мощности по производству тест-систем увеличиваются в США и Европе раз в десять, то, соответственно, растут и поставки реагентов туда, а не только в Россию. Эти реагенты производятся в Индии и Китае, а у нас сейчас границы наполовину закрыты. И насколько я знаю, всю прошлую неделю решали именно эти вопросы. Так что одна крупная задача распадается на массу мелких. Благодаря частным компаниям, возможно, удастся ликвидировать дефицит импортных реактивов.

О смертности

Летальность считают путем деления числа умерших от этого вируса на число заболевших с подтвержденным диагнозом. Но при этом надо понимать: сегодня мы протестировали заболевших, но что с ними будет — выживут они или умрут — вы узнаете только через две недели. Россия сейчас в начальной стадии эпидемии. Мы набрали фактически 80% новых случаев за неделю. А смертность мы считаем по тем больным, которые заразились две, три или четыре недели назад. Наши цифры пока не отражают реальную картину. Вот в Китае из 80 тысяч заболевших осталось больных 3-4 тысячи. Там уже можно подсчитать летальность (получается 4%, — Reminder). Но даже в Италии еще подсчитывать рано, потому что они только-только преодолели пик заболеваемости.

О разновидностях коронавируса

Да, сейчас постепенно выясняется, что есть две или даже три разновидности вируса. Одна – более заразная, но менее патогенная, а другая – менее заразная, но более патогенная. Пока опубликована только пара исследований, причем авторы осторожно пишут, что есть такая тенденция по трем разновидностям. По идее с этим вирусом так и должно происходить, потому что человеческая популяция для него это как бы среда отбора. Если больного с тяжелой формой мы изолируем, он дальше вирус практически не распространяет. А бессимптомный носитель свободно распространяет вирус, и у большинства зараженных им людей инфекция тоже будет бессимптомная. То есть отбирается менее патогенный вариант. В истории человечества так уже происходило с некоторыми возбудителями болезней. Это естественный процесс, который, правда, может идти очень медленно.

О способах заражения

Исследования на гриппе показали, что через пальцевые контакты, а не через кашель и чихание, заражается до 40% людей. У нас в Новосибирске на 10 апреля было выявлено 18 инфицированных. У двоих ситуация непонятная: где они заразились, неизвестно. Они точно не контактировали с больными. Сейчас проверяется, контактировали ли они с их родственниками, и если окажется, что они и с родственниками не контактировали, то останется только одна гипотеза, что они где-то взялись за ту же ручку, что и инфицированный человек. Но мы видим только вершину айсберга, потому что не знаем, сколько у нас бессимптомников.

О распространении вируса

Сколько процентов людей должно быть иммунизировано для выработки коллективного иммунитета зависит от степени контагиозности – коэффициента распространения вируса. Он показывает, сколько человек в среднем заражает один инфицированный. Например, у гриппа коэффициент распространения – 1,4. И считается, что достаточно иммунизировать 60% населения, чтобы вспышки гриппа быстро затухали. В случае кори – это 95%. Но у кори коэффициент распространения намного выше – 12-14. У нынешнего вируса – около 3. Ориентировочно можно сказать, что в случае коронавируса доля иммунизированных должна быть больше 50%. Но и при 30% процесс замедлится, как это произошло в Китае. Судя по всему, в провинции Хубэй уже около 40 процентов населения иммунизировано, поэтому они сняли карантин и даже начали проводить футбольные матчи. Так что 30-50 % – это будет порог, после которого эпидемия пойдет на спад.

О вакцине

Есть пример вируса полиомиелита, который мы практически искоренили с помощью вакцин. Многими другими вирусными инфекциями мы болеем в легкой форме – два-три дня. Но они все равно существуют в природе. Вопрос в том, за счет чего и как они сохраняются. В случае с вирусами полиомиелита мы это поняли лет 15-20 назад. Они выделяются из человеческого организма с фекалиями, где их намного больше, чем в крови. Потом они попадают в канализацию и живут там до шести месяцев. Именно по этой причине мы сейчас переходим с живой вакцины от полиомиелита на инактивированную: чтобы не выделялся вирус после вакцинации с фекалиями и не заражались другие люди. Насколько эффективной окажется вакцина против нового коронавируса, можно будет судить, только когда получим действующую вакцину. А это станет ясно месяцев через шесть.

О будущем

Коронавирус называют новым, но по сути это не что-то новое. Исследования показывают, что даже предки наши собственных четырех коронавирусов обнаружены у летучих мышей. Процесс, свидетелями которого мы сейчас стали, для природы не первый, а, как минимум, пятый. Нужно смириться с тем, что чем нас будет больше, тем больше будет и вирусов, которые нас поражают. И намного интенсивнее изучать вирусы животных, чтобы быть готовыми к отражению новых нашествий.

Подпишитесь