Рус
Eng

Вопрос дня: готова ли страна для самообразования?

Аналитика
Вопрос дня: готова ли страна для самообразования?
15 марта 2019, 19:06
Эксперты и блогеры обсуждают планы Министерства образования узаконить высшее самообразование

Интересную тему для обсуждения – легализация самообразования в России - затронул в своем блоге Фриц Морген:

«...Дети действительно не любят школы — этот факт отлично известен каждому, кто был когда-либо человеческим ребёнком.

До последнего времени выбора у детей не было, ибо вся российская образовательная система была намертво приколочена к школьным и вузовским стенам. Получение диплома о высшем образовании предполагало или отмотанные 15 лет жизни по классам и аудиториям, или какие-то невероятные усилия по борьбе с системой.

Сейчас чиновники от образования остаются примерно теми же, что и раньше, однако сами форматы обучения быстро меняются и без участия важных официальных лиц. Вот, к примеру, видеозапись обычного урока физики. Урок ведёт Павел Виктор, учитель из Одессы:

У Павла Андреевича куча подписчиков, при этом каждое его видео набирает несколько тысяч просмотров. Любопытный школьник может смотреть эти видео в удобном темпе и впитывать в себя физику, не вставая с дивана. Опытные люди при этом знают, что даже такие видеоуроки на «ЮТубе» не являются передовым краем образования, они уже устарели. Существуют куда как более эффективные курсы, которые позволяют, к примеру, и получать обратную связь от преподавателя, и сразу переходить к практике. Вот, скажем, курс по физике от МИФИ.

Раньше прохождение таких курсов не освобождало школьников и студентов от необходимости провести нужное количество часов в душных аудиториях. Тем, кто хотел учиться самостоятельно, приходилось идти на разные хитрости с заочными формами обучения, что было не слишком-то удобно.

В этом году лёд, наконец, тронулся. Министерство образования собирается для начала легализовать зачёт отдельных предметов и курсов.

Если всё пойдёт как задумано, уже скоро студент сможет изучить предмет самостоятельно, а потом прийти в вуз и официально сдать зачёт по этому предмету.

Мы наблюдаем сейчас очень важное явление, которое в обозримой перспективе изменит общество до неузнаваемости. Многим уже давно очевидны три вещи:

  1. Большая часть школьников и студентов получает плохое образование.
  2. Классно-урочная система обучения крайне неэффективна.
  3. Провести реформу классно-урочной системы невозможно.

Действительно — сейчас в России практически нет даже экспериментальных школ и вузов, которые хоть на метр отходили бы от дедовского метода «дети сидят за партами, учитель вещает у доски». Причина понятна — законы требуют от учащихся не знаний, но определённого количества потраченных на «учёбу» часов. Полномочий изменить ситуацию у директоров на местах нет.

Так как даже самые аккуратные попытки изменить законы в сторону здравого смысла вызывают истошный визг людей, комфортно устроившихся в нынешней образовательной системе, реформаторы пытаются сейчас зайти с фланга. Сначала разрешить оценивать учащихся по их знаниям, а уже потом перейти к тем форматам обучения, которые будут показывать лучшие результаты.

Если в классическом вузе студентов будут учить за пять лет, а в современном вузе студенты будут осваивать ту же программу за два года, реформа быстро осуществится явочным порядком, студенты начнут массово голосовать ногами. Со школами будет несколько сложнее, ибо типичные родители школьника обычно консервативны в вопросах обучения до фанатизма, однако и здесь результаты начнут говорить сами за себя.

У меня нет надежды, что реформы пройдут тихо. Во-первых, даже столь очевидно полезное изменение, как введение ЕГЭ, вызвало целую бурю протеста со стороны отодвинутых от кормушки граждан. Противостоять этой буре с позиций логики невозможно: даже сейчас, в 2019 году, я всё ещё регулярно слышу, будто ЕГЭ — это якобы набор тестов.

Во-вторых, хоть с идеей честных экзаменов спорить и непросто, однако у вузов всё равно останутся возможности для манипуляции. Если разрешить вузам принимать экзамены по своему усмотрению, они будут занижать оценки тем, кто не высиживал сотни часов на их территории, а если спускать формат экзаменов сверху, начнётся агитационная кампания по типу той, которую мы наблюдали во время внедрения ЕГЭ.

Теоретически идеальным решением стало бы создание целой сети независимых от вузов экзаменационных центров, в которых каждый мог бы сдать и ЕГЭ, и экзамен, к примеру, на инженера или на врача. Тогда при устройстве на работу кадровики могли бы просить предъявлять сертификаты о сдаче такого экзамена в последние 5 лет. Возможно, к этому мы в будущем и придём.

Вместо завершения поста замечу, что сама идея экзамена не является пока что чем-то самоочевидным для большинства. Наши люди так привыкли к жульничеству и формализму на экзаменах, что совершенно не доверяют им: «сдать-то экзамен ты сдал, но это тебе просто повезло. Ежели ты с нами 5 лет в аудиториях не сидел, никакой ты не специалист».

***

Увы, поддержали идею самообразования отнюдь не все и даже не большинство читателей блогера.

«Наш сын учится в топовом техническом универе. По своему опыту могу сказать, что все школьные знания можно освоить максимум за год с нуля. Имхо, но школа в современном виде - это скорее социализация детей и какое-то организованное времяпровождение для них. Я бы в школе больше уделяла вниманию спорту, навыкам жизни в современном обществе (знание государственного и политического устройства страны, финансовая и юридическая грамотность, навыки организации и ведения бизнеса, развития коммуникативных навыков, понятия о здоровом образе жизни и вообще как надо следить за здоровьем, навыки решения психологических и социальных проблем человека).

В старших классах надо проводить более резкую дифференциацию детей по интересам и наклонностям. Еще надо повышать уровень культуры населения (буквально не мешало бы в школах проводить курсы по этикету, многие ножом с вилкой пользоваться не умеют), посещать интересные выставки, музыкальные мероприятия, обсуждать новинки литературы. В общем в школе должны воспитывать адаптированных ребят, которые хотят стать профи в какой-то узкой специальности (математика, информатика, история и пр).

Конечно такие онлайн-уроки это прекрасный выход. В рамках обычной школы практически невозможно организовать преподавание какого-то предмета на топовом уровне, особенно если этот топовый уровень нужен максимум одному ученику из класса. Таких детей, которые реально хотят добиться высокого уровня в каком-то предмете, проще объединять на таких онлайн-уроках с высококлассными преподавателями

Я считаю, что онлайн обучение бесценно, если речь идет о единичных одаренных учениках , которые САМИ стремятся поднять свой уровень., Организовывать это обучение в реальной школе ради ОДНОГО способного и мотивированного ученика невозможно (класс, которым это не нужно, просто не даст нормально заниматься, даже при наличии топового препа). Проще таких мотивированных ребят собирать по одному из разных школ...»

«Пятилетняя программа вуза за пару лет -- это невозможная фантазия. Синаптогенез не ускоряется. Чтобы научиться, нужно учиться -- каждый день, из года в год, иначе максимум что получится -- это "сдать и забыть", без синаптогенеза. Я знаю людей (и результаты) с "двойными дипломами", вроде "электронщик-программист" -- получилось в результате ноль электронщика и немного программиста, хотя человек талантлив. Таких примеров несколько -- у всех одинаковые результаты. Синаптогенез не ускоряется, а винегрет в голове малополезен.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter