Posted 14 августа 2017,, 08:32

Published 14 августа 2017,, 08:32

Modified 8 марта, 02:06

Updated 8 марта, 02:06

Приход Трампа обострил социальные и расовые конфликты в Америке

Приход Трампа обострил социальные и расовые конфликты в Америке

14 августа 2017, 08:32
Столкновения ультраправых с властями и оппонентами в американском городе Шарлотсвилле - отнюдь не случайны, считает политолог Иван Курилла.

В минувшие выходные в американском городе Шарлотсвилле прошла демонстрация ультраправых против планов городских властей снести памятник генералу Роберту Ли, который участвовал в Гражданской войне на стороне конфедерации. Во время акции в толпу врезался на своём автомобиле местный житель, исповедующий идеи фашизма, Джеймс Алекс Филдс. В результате погиб один человек и около 20 пострадали. К тому же во время беспорядков упал полицейский вертолет, патрулировавший место событий, и погибли оба члена его экипажа.

Ситуацию комментирует политолог Иван Курилла

«Тут есть несколько контекстов.

Сюжет надо, видимо, начинать с того, что в США недавно начали сносить памятники Роберту Ли, командующему армией Конфедерации, которого в предыдущие сто пятьдесят лет считали символом благородства, мужества и военного искусства (и с этим молчаливо соглашались и северяне).

Вторым символом дела Юга был, конечно, флаг Конфедерации, - но его в 1950-60-е годы активно использовали сторонники сегрегации, и потому стали отождествлять именно с защитой рабства. Когда в 2015 году белый расист расстрелял нескольких черных прихожан в церкви, а в его профиле обнаружили фотографию с этим флагом, это послужило стартом кампании за снятие этого флага (самая громкая история была, конечно, в Южной Каролине, где до 2000 года этот флаг украшал купол местного капитолия, а к 2015 году стоял рядом с ним). Тогда флаг Конфедерации был объявлен символом расизма и рабовладения, его стали удалять даже из компьютерных игр.

Однако памятники Роберту Ли тогда не трогали. Но вот в мае нынешнего года дело дошло и до них (со ссылкой на ту же трагедию 2015 года). Пример показал Новый Орлеан, где в мае 2017 демонтировали первый из таких памятников. Надо понимать, как сильно уважение к генералу Ли на юге США. В Виргинии - прямо напротив Вашингтона - есть дорога его имени, вокруг множество школ («имени Вашингтона и Ли»). Решение о сносе памятника проводили в жизнь ночью, под сильной вооруженной охраной и на машинах с закрытыми номерами (в адрес рабочих поступали угрозы).

Сейчас речь зашла о сносе памятника Ли в городском парке Шарлотсвилля.

И тут надо понять второй контекст. После победы Трампа на выборах президента резко обострились все социальные конфликты. Долгое время считавшие себя притесняемыми, находившиеся в глубокой обороне антилиберальные слои (для многих из которых Конфедерация является важным символом сопротивления либеральному федеральному центру, - не все они именно расисты, но таких там немало) получили надежду на то, что времена изменились. По той же причине либералы, провозгласившие приход Трампа «наступлением фашизма» тоже вышли на улицы. Для многих - с обеих сторон - происходящая битва за символы есть некая решающая битва за Америку.

И вот после известия о планах сноса памятника крайне правый блогер Кейслер объявил о шествии «за белых» в Шарлотсвилле (некоторые другие правые тоже призвали к шествию в защиту памятника Ли, не в столь резко расистской форме). В город поехали расисты, ностальгирующие по Конфедерации, просто правые, альт-райты и прочие активисты антилиберальных сил. В ответ на это мобилизовались либеральные активисты - именно они решили провести собственный марш против «нацистов» и «фашизации Америки». В условиях, когда город был переполнен крайне правыми, это не могло не вызвать стычек. Во всем мире это в последние годы называют терроризмом, в США пока говорят об accident'е.

Таким образом, в США резко обострилась «историческая политика». Инициатива обострения исторической политики снова пришла с либеральной стороны, но именно с правой, антилиберальной стороны снова пришло насилие. Можно ожидать, что этот случай послужит поводом для нового витка демонтажа памятников (и новых протестов разной степени жестокости). Нельзя не отметить, что условия для такого обострения были созданы после победы на выборах Трампа».

"