Posted 14 июля 2018, 10:48

Published 14 июля 2018, 10:48

Modified 7 марта, 16:48

Updated 7 марта, 16:48

Мнение россиян об антисанкциях два года как под запретом

14 июля 2018, 10:48
Сюжет
Санкции
Число противников продуктового эмбарго в отношении стран, принвяших санкции против России выросло настолько, что социологи перестали включать эту проблему в свои опросы

Сергей Баймухаметов

По указу, принятому 6 августа 2014 года, был запрещен ввоз продуктов из США, Канады, Австралии, всех стран Евросоюза, Норвегии, Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна, а с 1 января 2016 года - из Украины.

Тогда-то и получил более или менее широкое распространение мем «Бомбить Воронеж», то есть бить своих – чтоб чужие боялись. Однако, скорей менее, чем более. Потому что большинство россиян встретило указ с воодушевлением, поддержав радужные планы начальства на бурный рост отечественного сельхозпроизводства.

Например, председатель аграрного Комитета Госдумы Николай Панков говорил: «Данные меры приведут к тому, что на наших прилавках будет больше экологически чистой, качественной отечественной продукции».

А когда журналисты выразили опасение, что отечественные производители, посредники и торговые сети завысят цены, депутат-аграрий ответил:

«Для этого есть Минсельхоз, который не должен допустить спекуляций и роста цен. Я бы просил граждан не беспокоиться».

То есть куратор сельского хозяйства в Государственной думе считал, что в рыночной экономике цены можно и надо регулировать. Более, того, «регулировать» должен Минсельхоз.

Министр сельского хозяйства Николай Федоров (с сентября 2015 года - первый заместитель председателя Совета Федерации) в день объявления эмбарго на ввоз продуктов уверял, что российское крестьянство получило уникальный шанс увеличить производство, расширить рынки сбыта: «Эффект от объявленного сегодня эмбарго может быть сравним с эффектом девальвации 1998 года, который дал мощнейший толчок развитию аграрной отрасли».

Затем министр сельского хозяйства проявил такие же познания в рыночной экономике, как и куратор из Госдумы: «Ограничение импорта - мощная поддержка, на рынке будет меньше конкуренции, это благоприятные условия для развития собственного бизнеса».

То есть уничтожение конкуренции способствует развитию бизнеса?

Разумеется, цены тут же взлетели.

При полном официальном молчании. Только к августу 2016 года Аналитический центр при правительстве РФ признал: последствием эмбарго стало ухудшение конкуренции, что привело к росту цен и снижению качества продукции. Министерство экономического развития сообщило, что за два года, с августа 2014-го по август 2016 года цены на продовольствие в России выросли на 31,6%. Если уж официальное ведомство объявило о росте цен на треть, то можно быть уверенным, что реальные цифры гораздо выше.

Что это значило? Только то, что надежды на «импортозамещение» не оправдались и вряд ли оправдаются.Зачем стараться, наращивать производство, повышать агрокультуру, когда можно получить вдвое больше денег, пальцем о палец не ударив. Только за счет государственного уничтожения конкурентов. Разумеется, от указа выиграли посреднические фирмы и фирмы-поставщики.

Возросли и общие затраты на производство сельхозпродукции.

Однако ни финансирование, ни продуктовое эмбарго не привели к импортозамещению. К концу 2017 года в восьми категориях продуктов из четырнадцати, наблюдаемых Росстатом, импорт увеличился – фрукты, орехи, свинина, соленое и копченое мясо, рыба, ракообразные, колбаса, молоко и молочная продукция. Объемы импорта сократились только в шести категориях продуктов из четырнадцати, наблюдаемых Росстатом. Но незначительно. За 8 месяцев 2015 года Россия ввезла 2 миллиона тонн овощей, а за тот же период 2017-го – 1,9 миллиона тонн. Мяса птицы в 2015 году - 164 тысячи тонн, а в 2017-м - 154 тысячи тонн.

Аналитики департамента исследования и прогнозирования Центрального банка подсчитали, что с 2014-го по 2016 год расходы потребителей на поддержку российских производителей сельхозпродукции выросли более чем в 2 раза. Оговорившись, что их позиция может не совпадать с официальной позицией ЦБ.

Рост цен продолжался и продолжается. Например, по данным портала «Ценомер», только овощи с апреля прошлого года по апрель нынешнего подорожали на 37,3%. Но исчерпывающих официальных данных не было и нет до сих пор, да им и мало кто верит.

Тем не менее, интересна реакция населения.

По итогам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в августе 2014 года запрет на ввоз продуктов с Запада поддержали 84% россиян, и 80% были убеждены, что такой запрет принесет пользу России.

Через полтора года социологи провели новый опрос: в общем и целом наши санкции одобрили 73% населения.

В августе 2016-го 58% респондентов согласились с предложенным им мнением по поводу эмбарго: «Россию стали больше уважать в мире и учитывать ее интересы». А 23% назвали запрет на импорт продуктов питания из Европы и США бессмысленным и абсурдным.

Пункт о ценах в опросные листы не включали. С тех пор в России социологические исследования о продуктовом эмбарго не проводились. Вот уже два года.

Подпишитесь