Posted 14 апреля 2022, 07:12
Published 14 апреля 2022, 07:12
Modified 7 марта, 12:27
Updated 7 марта, 12:27
Все последние годы аналитики ищут ответ на вопросы: почему в России происходит ре-автократизация политической системы? Почему демократические силы в нашей стране так быстро потерпели поражение? Политологи Мария Снеговая и Кирилл Петров в сетевом издании Post-Soviet Affairs попытались дать на них ответ:
«В России после распада СССР фактически (и до сих пор) не произошло смены элит! Мы проанализировали бэкграунд топ-100 сегодняшних элит и обнаружили, что доля элит с советским номенклатурным происхождением СЕГОДНЯ (30 лет спустя после распада СССР) составляет примерно 60% современной элиты. Большинство из этих 60% происходят из средних и нижних, а не в высших советских номенклатурных чинов. Доля лиц с номенклатурным прошлым в современных элитах значительно (в 2 раза!) выше, чем доля силовиков (о которых уже много написано).
Эти результаты отражают заметную преемственность между элитами советской эпохи и нынешнего режима 30 лет после распада СССР. Фактически, смены элит в России после распада СССР не произошло. А там, где хоть какая-то ротация элит в России шла, она происходила, прежде всего, за счет "вливания" силовиков. Вот такая номенклатурно-силовая вертикаль.
Фактически, демократический переход в России в начале 1990-х годов можно в значительной степени охарактеризовать как восстание низов советской номенклатуры против ее более старых высших слоев. Другими словами, это был не переход от одной системы к другой, а разрешение внутрисистемного кризиса, который в конечном итоге логически привел к восстановлению системы авторитарной власти.
Эта характеристика системы помогает понять, почему нынешний режим быстро вернул многие советские практики, почему санкции не смогли расколоть элиты, и почему многие члены властной вертикаль согласны с динамикой ре-автократизации России.»
Впрочем, не все согласились с такими выводами. Так, аналитик Михаил Эрперт пишет в своем комментарии: «Ну, это чисто формальный вывод. Было бы странно, если бы в 1990-х из ниоткуда взялась какая-то совершенно новая элита. Она бы из космоса прилетела? Кстати, элиту Прекрасной России Будущего составит средняя часть нынешней путинской номенклатуры. Это неизбежно, ибо другой просто нету.
На самом деле, ведущую роль в создании нынешней власти сыграли как раз нувориши, т.е. люди, поднявшиеся в перестройку и в 1990-х годах, в результате приватизации. А это были по большей части люди не из советской элиты. Это были люди или из "деловых" (читай: полукриминальных) кругов, или из науки (мл. научные сотрудники).
Я был членом гайдаровской партии и все 1990-е годы занимался практической приватизацией и банкротствами по всей России, т.е. реальным переделом собственности. Поэтому очень хорошо понимаю, кто все это делал, и как. Поверьте, люди, в итоге получившие собственность - это отнюдь не советская номенклатура. Советская номенклатура, наоборот, все прошляпила и все проиграла. Ей достались объедки. И эти новые собственники всю вторую половину 1990-х искали себе человека в погонах, который будет охранять их вновь обретенные капиталы. И нашли. Правда, по политической и аппаратной неопытности слегка промахнулись.
Что касается старой советской номенклатуры, то они группировались вокруг Лужкова и Примакова, которые проиграли. «Красные директора» их тогда звали. Партхозактив. Кому повезло, фабрично-заводские площади в аренду под торговые точки и мелкое производство потом сдавали. Пока бандиты не отобрали или сами не окэшились вовремя. Со второй же половины 1990-х играли уже совсем другие люди, которых позднее назовут олигархами. В те времена такой олигарх мог отжать у красного директора любое предприятие. Чаще всего это делалось через банкротство, с помощью госорганов. Большинство красных директоров после 1995 года начали, забрав свои денежки, переправляться на Кипр или в другие теплые края - доживать на старости лет…»