Posted 14 марта 2021,, 10:20

Published 14 марта 2021,, 10:20

Modified 7 марта, 13:44

Updated 7 марта, 13:44

Человеческое тело прекрасно! В чем не правы гонители «выставки трупов»  на ВДНХ

Человеческое тело прекрасно! В чем не правы гонители «выставки трупов» на ВДНХ

14 марта 2021, 10:20
В публичном возмущении по поводу выставки «Мир тела» скорее видится страх и собственные предпочтения типа «а мне не нравится», обернутые в мораль, но к морали отношения не имеющие.

Игорь Зотов

Скандал вокруг выставки «Мир тела» на ВДНХ, где выставлены человеческие трупы сыграл только на руку ее организаторам, послужив отличной рекламой. Но дело все же не в этом. Отчего-то жесткая критика этой затеи заклеймила позором «либералов», которые якобы подрывают некие человеческие устои. Увы, выставка имеет к либерализму весьма опосредованное отношение, она совершенно про другое. А вот к демократии скандал отношение как раз имеет, поскольку нарушает главный ее принцип – каждый гражданин имеет право на свою точку зрения, в том числе и выраженную в такой необычной форме. Не разделяете ее – просто не ходите в этот павильон ВДНХ в ближайшие дни.

Критикам стоит напомнить, что «Мир тела» путешествует по миру уже больше 20 лет, и повсюду его сопровождают точно такие же скандалы. Патриархальный уклад ведь более или менее одинаков повсюду, люди буквально с кровью расстаются со своим прошлым. Стоит напомнить критикам и времена Возрождения, когда художники, которые будут признаны потом величайшими творцами в истории мирового искусства, тайно, под угрозой сожжения на костре, покупали трупы, чтобы изучить анатомические подробности человеческого тела. Страшно представить, если бы все они были пойманы и сожжены... Но отчего-то критики такими подробностями не интересуются, титанов Возрождения за «кощунство и надругательство над человеческим телом» не проклинают...

В целом же во всей этой дискуссии и публичном возмущении скорее видится страх и собственные предпочтения типа «а мне не нравится», обернутые в мораль, но к морали отношения не имеющие.

Смысл выставки заключается вовсе не в том, чтоб показывать «трупы», она демонстрирует строение органов человеческого тела и то, как они работают в определённых условиях. Один из разделов посвящён в том числе деформациям органов при употреблении вредных веществ. Все это специальным образом обработано восковым составом и не выглядит, как «трупы».

«В Лондоне, например, основной аудиторией являются школьники, которые посещают ее как часть занятий биологией. Кстати, наша Кунсткамера с заспиртованными младенцами производит гораздо более удручающее впечатление...» - пишет социолог Наталья Савельева в своем комментарии к дискуссии об этой выставке.

Как остроумно заметил журналист Кирилл Шулика:

«Если борцы за нравственность осуждают, надо идти. Хотя мне это в принципе не очень интересно. Но существует Кунсткамера со времен Петра I, ее никто не запрещает, есть анатомические театры, у которого есть своя аудитория. Кто не хочет, тот не ходит...»

Но если бы только Кунсткамера! Практически все города Италии (и не только города) от Альп до Сицилии просто ломятся от такого рода катакомбных «выставок» трупов, производящих куда более жуткое впечатление. И кстати, плата за посещение тоже взымается. К примеру, в Палермо вход в катакомбы с тысячей трупов на любой вкус стоит 3 евро.

Чуть более вдохновляющими выглядят родные лабиринты Псковско-Печерской лавры нетленными трупами тысяч монахов... И тоже ведь не бесплатные... Так что шоу-бизнес тут ни при чем. Или наоборот – рулит уже тысячи лет.

Сетования критиков на якобы неуважительное отношение к смерти организаторов выставки тоже не имеет под собой никаких оснований. Тем более, что эта выставка не про смерть, а - про жизнь. Мало того, там демонстрируются только тела, которые люди завещали добровольно, а желающих завещать свои тела тысячи и тысячи.

Недаром же куратор Анджелина Уолл сказала: «Все тела, из которых мы делаем пластинаты, донорские. Человек при жизни подписывает согласие. В нашей базе 19 тыс. потенциальных доноров и больше 2 тыс. человек ими стали. Я не думаю, что эта выставка может кого-либо оскорбить. За 20 лет ее посетили 45 млн человек в более чем 20 странах. Люди выходят из залов вдохновленными, они впервые видят, как сложно и прекрасно устроено их тело».

Более того, я и сам намерен завещать свое тело именно для такого рода шоу. И мое желание по законам демократии тоже достойно уважения. Как достойно уважение и мнение тех, что такая выставка кого-то ущемляет. Всего-то требуется не проповедовать свою позицию, как единственно правильную.

Именно поэтому не выдерживает никакой критики и сравнение «Мира тела» с контактными зоопарками и цирками животных. Просто потому, что в зоопарках мучают живых зверушек, мнения которых никто не спрашивает.

***

Кстати сказать, не увидел ничего экстраординарного в этой выставке и первый зампред комитета нижней палаты парламента по науке, бывший главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко. Более того, он назвал экспозицию полезной:

«Этот метод консервации очень современный, и если такие препараты сделать для медицинских вузов — это был бы большой шаг вперёд», — заметил он. Целевой аудиторией Body Worlds, по мнению Онищенко, являются врачи и студенты-медики. «По-другому медика не научишь: нужен человеческий труп», — заметил депутат, вспомнив, что, когда он начинал учиться, в его вузе «была острая проблема с трупами». «Они были на вес золота», — указал парламентарий. К тому же, продолжил Онищенко, на эту выставку «никого насильно не загоняют». «Всё остальное — это фантазии людей, которые, не вникнув в дело, начинают (говорить): «А как же так!«», — добавил депутат. Комментируя возрастной ценз выставки, парламентарий заметил, что в Москве есть медицинские классы в школах: «Этим ребятам даже полезно будет (туда) сходить», — заключил парламентарий.

***

Но это наука, а что говорит культура?

Такую экспозицию можно рассматривать и как современное искусство, сказал «Коммерсанту» управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин: «Конечно, это искусство, просто авторы воспользовались необычным материалом. Это любопытно, это стоит посмотреть. Если человек работает с таким материалом, то, естественно, у него подспудно появляются мысли о том, каким интересным и совершенным является человеческое тело. Есть разные зрители: одни предпочитают классическое искусство, другие — современное. И они часто не пересекаются. Есть некое общее поле у классического и у современного искусства. Одно трудно живет без другого в сегодняшнем мире. Любая однобокость наказуема, это потеря баланса, человек начинает заваливаться сначала эстетически, а потом и психологически».

***

Что до психологии, то и тут все не просто. Та же социолог Наталья Савельева пишет:

«Вообще уважение к смерти не обязательно означает «похоронили и забыли». Оно может так же означать, например, откапывание тел каждые несколько лет - как в Мексике, коллективную мумификацию, куда постоянно добавляются новые тела, как Катакомбы в Неаполе. Вообще наше отношение к смерти - и, соответственно, представления о том, что такое уважение или неуважение к смерти, траур, ритуалы - это исторический артефакт.

То есть, раньше было по-другому (про это есть замечательная книжка Норберт Элиаса «Человек перед лицом смерти»). А в других культурах по-другому до сих пор, и уважения ничуть не меньше. Поэтому мне кажется, что вопросы «а что дальше?» и петиции про то, что показывать такое нельзя - несколько поспешны. Нормы меняются и должны меняться (хотя выставлять мертвые тела на всеобщее обозрение не такая уж новая вещь), и я бы сказала, что такие выставки могут нас чему-то новому про смерть научить. И это новое не имеет ничего общего с неуважением.

Они могут вам показать, что к смерти можно относиться по-другому. Как и к человеческой жизни и к человеческому телу. Заставить задуматься, а не просто отрицать то, что вам непривычно. Что человеческое тело прекрасно, например, даже если оно мертво. Что от человеческого тела не обязательно избавляться, если оно умерло (и я повторю еще раз - в культуре, даже в христианской, таких примеров много). Что смерть - это неизбежная часть нашего существования.

Сейчас смерть для нас - это одновременно что-то ужасное и что-то стыдное. Мы хотим ее спрятать, поместить в специальные места типа кладбищ. И горевать. Возможно, есть другие варианты - принять смерть как неизбежность. Сделать ее ближе и тем самым смириться с ней. И такие выставки как раз расширяют саму возможность думать о привычных вещах по-другому...»

***

Журналист Николай Плотников вспомнил «золотые» и для журналистики, и для современного искусства 1990-е годы:

«В этой связи я вспомнил, что в далеком 1998 году писал для легендарного журнала "На посту" Валерия Анашвили репортаж про эту выставку, впервые открывшуюся тогда в Мангейме и Гейдельберге, откуда родом и сам фон Хагенс.

Выставка в Германии тогда тоже вызвала мощный протест, и прежде всего, представителей церкви против экспозиции "пластинированных" тел умерших (пластинация - это разработанный фон Хагенсом метод обработки человеческой ткани, когда естественная субстанция заменяется силиконом).

Тогдашние возмущения обеих христианских конфессий вполне понятны.

Но вот как понять возмущение российских коммунистов и примкнувшего к ним правозащитника Фадеева? Они что забыли, что у них в Мавзолее лежит пластинированный труп вождя? Согласно их логике вместе с выставкой на ВДНХ следует закрыть еще и мавзолей Ленина. А, кстати, заодно и Кунсткамеру Петра I с заспиртованными там человеческими эмбрионами!

Не поленился, полез на балкон и нашел там номер журнала "На посту". Эх, сколько креативных проектов возникало в эти "проклятые 90е"!»

"