Posted 14 марта 2020, 07:32
Published 14 марта 2020, 07:32
Modified 7 марта, 14:54
Updated 7 марта, 14:54
Почти девятнадцать лет назад, а именно 7 октября 2001 года, Соединенные Штаты Америки начали очередную Афганскую войну.
Виктор Кузовков
На этот раз формальной целью мирового гегемона было некое «террористическое подполье» в лице движения «Талибан», которое на тот момент контролировало львиную долю афганской территории и, самое главное, укрывало Усаму бен Ладена, которого США считали главным организатором взрывов 11.09.2001.
Оставим в стороне искренность намерений Вашингтона в этой войне, хотя, справедливости ради, признаем, что желание наказать Усаму бен Ладена и талибов у них наверняка было огромным. Но дальнейшее поведение американцев в Афганистане и, главное, затянувшиеся сроки их пребывания там подсказывают, что определенные геополитические цели ими тоже преследовались. Хотя это и не удивительно: геополитическое положение страны таково, что контроль над нею издавна считался одним из приоритетов для любого подлинного или потенциального мирового гегемона.
Сама операция «Несокрушимая свобода» (Enduring Freedom) была начата Вашингтоном в ответ на теракты 11 сентября 2001 года. Формальным основанием для неё стала резолюция Совбеза ООН №1368 от 12 сентября 2001 года. Тогда, напомню, мировое сообщество почти единодушно поддержало американцев в их намерении, как тогда заявлялось, навести порядок на территории Афганистана и уничтожить Усаму бен Ладена, а также его приспешников.
Наверное, многие читатели помнят, что даже Россия тогда выступила, как союзник США, обеспечив транзит американской военной техники и обеспечение группировки американских войск в Средней Азии и Афганистане. В Ульяновске даже был создан логистический центр, который многие у нас называли «зародышем американской военной базы» в России. Не возражала Москва и против создания военных баз у себя в «мягком подбрюшье», в частности, в Казахстане, Киргизии и других республиках региона. Да и в целом поддержка мирового сообщества была беспрецедентной, в возглавляемую американцами коалицию Международные силы содействия безопасности (ISAF) вошли 48 стран. Да, военное присутствие большинства из них было чисто номинальным, и все-таки цифра весьма впечатляет.
Но добились ли американцы заявленных целей? Движение «Талибан», с которым ведут войну с 2001 года, все ещё существует, и даже более того – американцам приходится с ним считаться и вести переговоры! Выполненной можно считать задачу уничтожения руководства террористической организации «Аль-Каида», в том числе её руководителя, саудовского миллионера Усамы бен Ладена. Достаточная ли это плата за 2300 жизней американских военных, потерянных в Афганистане? Наверное, американцы должны сами дать ответ на этот вопрос…
Американское присутствие в Афганистане в определенные периоды носило весьма массовый характер. Достаточно сказать, что в некоторые моменты численность контингента ISAF(США и союзники) в этой стране доходила до 100 тысяч человек, а максимально она составляла 139 тысяч человек. Численность же непосредственно американских подразделений, размещенных в Афганистане, официально обычно не указывалась (либо с большой задержкой), но известно, что в 2014 году там насчитывалось примерно 66 тысяч американцев.
Увы, даже такое массовое присутствие не давало должного эффекта. Например, в 2011 году, через десять лет после начала операции «Несокрушимая свобода», американским подразделениям пришлось покинуть южную афганскую провинцию Нуристан, которую даже прозвали после этого «талибской республикой». Фактическая капитуляция американцев стала следствием больших потерь и низкой эффективности боевых действий американской армии в горных ущельях Нуристана, расположенного на границе с Пакистаном.
Наверное, нет нужды напоминать и о волне диверсий и террористических актов со стороны талибов и прочих «непримиримых», которые сопровождали американцев всё время их пребывания в Афганистане. Полностью они не контролировали даже Кабул, столицу Афганистана. Террористические акты, диверсии и обстрелы сопровождали даже визиты высокопоставленных американских чиновников, а афганские чиновники и военные гибли десятками.
Добавим к этому ещё и то, что за время американского присутствия в Афганистане производство героина там выросло в 50 раз. Многие находят в этом даже базу для определенной конспирологической теории, хотя на самом деле все просто: талибы, реально контролировавшие территорию страны, были против производства наркотиков, и довольно жестко с этим боролись. Американцы, в теории, тоже против, тоже готовы бороться, но… Но у них не хватает на это ни сил, ни решимости, поскольку отправлять своих солдат под пули, далеко за пределы относительно защищенных блокпостов, ради борьбы с наркотиками, не рискует ни один вменяемый американский командир. В конце концов, за борьбу с героином и опиумным маком всерьез не поощряют, а вот за потери, тем более, немотивированные, обязательно накажут, и накажут строго.
В итоге, несмотря на все усилия Соединенных Штатов, к середине 2018 года в Афганистане сложилось примерно следующее положение: под контролем «Талибана» и других группировок находилось 20% территории. Примерно столько же являлись «полем боя» - территориями, на которых с переменным успехом шли столкновения талибов и сил ISAF. На этих территориях проживало примерно 35% населения Афганистана.Остальное можно было назвать «зоной, подконтрольной официальному Кабулу», но все-таки с большими оговорками.
Разумеется, такое положение дел мало кого устраивало и в самой Америке. В частности, ещё в 2011 году действующий на тот момент президент США, Барак Обама, заявил о начале вывода американского контингента из Афганистана. Правда, это решение не было таким однозначным, как решение руководства СССР в 1989 году: вместо полного и безусловного вывода войск американцы лишь уменьшили их количество, заодно сменив статус их пребывания. Операцию «Несокрушимая свобода» в 2014 году сменила столь же масштабная операция «Решительная поддержка». Официальной целью присутствия американских и международных сил в Афганистане была провозглашена поддержка официального Кабула, в том числе, помощь в создании боеспособной армии и полиции. Также, формально отказавшись от массированных наступательных действий, силы коалиции оставляют за собой право на военную поддержку официального Кабула в случае наступления боевиков или каких-то провокаций с их стороны.
Наверное, стоит отметить, что американцы не повторяют ошибок СССР и не бросаются «на выход» безоглядно, бросив без поддержки дружественный режим и оставив его один на один с боевиками. Американская поддержка Кабула сохраняется на весьма значительном уровне, достаточно сказать, что в 2015 году, после начала операции «Решительная поддержка», американский контингент составлял 32 тысячи человек, из примерно пятидесяти тысяч иностранных военнослужащих, которые вообще находились в Афганистане в рамках ISAF. Этого, при подавляющем техническом и технологическом превосходстве, вполне достаточно для удержания крупнейших городов и критически важных транспортных артерий.
Но уровень поддержки постепенно снижается. Отчасти из-за того, что собственная афганская армия и силы безопасности набирают силу, отчасти из-за желания Вашингтона и других участников коалиции потихоньку выйти из этой авантюры. В настоящий момент в Афганистане находится примерно 13 00 американских солдат и офицеров. Из них в антитеррористических операциях и акциях военной поддержки участвуют всего 5 тысяч. Остальные заняты в обеспечении учебной миссии «Решительная поддержка».
Но даже такое снижение численности воинского контингента в Вашингтоне сочли недостаточным. Кроме того, и складывающаяся обстановка, понимание тщетности большинства предпринятых усилий толкают Соединенные Штаты к поиску новых подходов и решений. И одним из них стали прямые переговоры с талибами, результатом которых стало подписание соглашения от 29 февраля сего года.
Согласно этому соглашению, американцы ещё сильнее сократят численность своего воинского контингента. В течение 135 дней он будет сокращен до 8600 человек. Также соглашением предусматривается освобождение из афганских тюрем пяти тысяч пленных талибов. В обмен на это «Талибан» обязуется начать борьбу с исламистскими террористическими группировками и сесть за стол переговоров с официальным Кабулом.
Важным пунктом договора является обязательство США полностью вывести свои войска из Афганистана, если талибы выполнят все взятые на себя обязательства. Причем, Вашингтон обещает сделать это в течение 14 месяцев с момента подписания соглашения. В то же время, американцы оставили за собой право вести прямые боевые действия против «Аль-Каиды», «Исламского государства», «Исламского движения Узбекистана» и других непримиримых террористических организаций.
Чем обернется это соглашение, говорить пока рано. Но всё-таки очень похоже, что американцы таким образом подписали почетную капитуляцию. Да, на своих условиях, но всё-таки в рамках возможного…
Нет сомнений, что талибы в состоянии сдерживать себя на протяжении четырнадцати месяцев. После почти двадцати лет под бомбами, ракетами и снарядами это, наверное, будет им даже полезно. Сесть за стол переговоров с официальным Кабулом тоже, вероятно, не составит для них труда. Ведь начать переговоры и договориться – совсем не одно и то же. А в соглашении нет пунктов, которые бы обязывали «Талибан» хоть в чем-то идти на уступки Кабулу. Участие «Талибана» в борьбе с террористами может быть даже выгодно этому движению: расчистить политическую «поляну» перед выводом американских войск, да ещё и с помощью американцев, кажется вполне разумным и дальновидным. Тем более, что потом бы все равно пришлось этим заняться…
В итоге мы получаем соглашение, выгодное только талибам. Не сразу (хотя пять тысяч освобожденных соратников – неплохое подспорье «здесь и сейчас»), но чуть более, чем через год, они смогут в полной мере пожать его плоды.
Конечно, можно питать какие-то иллюзии относительно действующего афганского режима, но давайте смотреть правде в глаза – будет чудом, если после ухода американцев он продержится хотя бы год. А значит, максимум через два года мы можем прогнозировать превращение Афганистана в исламское государство самого реакционного типа, по сравнению с которым даже Иран будет казаться светочем прогресса и проводником западных ценностей.
Наверное, мы могли бы просто «принять к сведению» эту информацию и равнодушно от неё отвернуться: Афганистан не так уж близок, происходящее там коснется нас не сразу… Но всё, увы, не так просто, и спрятав голову в песок, опасности не избежать. А она есть, и весьма значительная: именно оттуда, из Афганистана, фундаменталистская чума может перекинуться на республики Средней Азии, а потом и на саму Россию.
А значит, злорадствуя над американским поражением сейчас, мы вполне заслуженно можем получить пожар уже на собственном пороге.