Posted 13 сентября 2021,, 15:00

Published 13 сентября 2021,, 15:00

Modified 7 марта, 13:06

Updated 7 марта, 13:06

Свое жилье снова в моде: почему рухнул тренд на "ничего своего"

Свое жилье снова в моде: почему рухнул тренд на "ничего своего"

13 сентября 2021, 15:00
Фото: Фото: pravdaurfo.ru
Известный российский экономист считает, что после окончания пандемии, люди станут отказываться от аренды, и начнут приобретать недвижимость в самых безопасных местах планеты.

Экономист Яков Миркин в своей работе «Трансформация экономической и финансовой структур мира: воздействие растущих шоков катастроф» свёл воедино прогнозы западных исследовательских центров о том, как изменятся институты и структура экономик под воздействием эпидемией коронавируса. Некоторые выводы из его исследования приводит канал :

- Сокращение спроса на аренду, особенно краткосрочную, и, соответственно, его увеличение на имущество, находящееся в собственности, ослабление «экономики совместного пользования» (sharing economy). «Ничего своего», главное – мобильность, всё можно занять / взять в аренду, в т. ч. без посредников – эта модель жизни, набиравшая обороты до 2020 г., станет гораздо менее привлекательной в массовом сознании. И, наоборот, неизбежен рост спроса на собственность (если она не будет обременена избыточной налоговой нагрузкой).

- Ещё один вероятный тренд – деагломерация – прекращение или замедление концентрации населения в крупнейших городских агломерациях. «Самоизоляция» показала: всю тяжесть длительного пребывания в ограниченных квартирных пространствах, в «человейниках»; все риски вспышек эпидемий в перегруженных населением городах; более 90% заражений COVID-19 были в городах; всю ограниченность медицинской инфраструктуры; особые масштабы экономических потерь в связи со сверхконцентрациями в крупнейших городах (Нью-Йорк, Лондон, Москва и др.) активов, финансовых ресурсов, рыночных властей.

- Как следствие, ожидается резкий рост спроса на отдельные дома и участки земли («1–2-этажная страна») в пригородах / городах – спутниках крупнейших центров, в средних и малых поселениях, обеспечивающих «столичное» качество жизни. Будет увеличиваться спрос на более крупные квартиры, начнет сжиматься тренд к предложению всё менее габаритных квартир (до 15-20 кв. м), рассчитанных на модели жизни «переночевал – весь день в публичном пространстве (транспорт, офис, общепит, рекреация)» или «спутники – партнёры, нет детей, распад традиционной семьи из трёх поколений, в основе которой – взаимопомощь».

- Реструктуризация спроса на недвижимость, связанная с изменениями в модели наёмного труда. Согласно опросу Guardian, только 13% хотят вернуться к пятидневке в офисе. Большинство хотят быть в офисе не более трёх дней в неделю, остальное время – на дистанции при 100%-й загрузке. За этим трендом стоят снижение спроса на офисную недвижимость и, наоборот, увеличение спроса на более крупные жилищные пространства с домашними офисами, соответственно, крупная перестройка рынка недвижимости.

- Пространственные изменения спроса. Неизбежно возникнет тренд, выражающийся в усилении миграции и, соответственно, в перемещении спроса и активов (физических, денежных) и финансовых потоков: 1) в страны с более развитыми системами здравоохранения и защиты населения, показавшими, что они являются более надёжными убежищами в периоды шоков; 2) между регионами внутри одной страны (в менее рискованные, более защищённые, более состоятельные, с более развитой системой здравоохранения и т. п.).

- Тренд, связанный с автономизацией и деагломерацией – рост массового спроса на более индивидуализированные продукты и услуги. До пандемии – обратный тренд, становление всё более крупных систем обработки массовых запросов, при максимальном упрощении, сетевом характере предложения, стандартизации («одинаковость») и удешевлении (меньше ценности за более высокую цену) продуктов и услуг широкого потребления.

- «Продвинутая» цифровизация семьи и бизнеса – рост спроса на информационные и телекоммуникационные услуги, сокращающие необходимость в физических контактах людей. Этот рост был взрывным в первые недели пандемии 2020 г., а затем должен нормализоваться на значительно более высоком уровне, чем до неё (интернет-доставка, онлайн-образование, онлайн-банкинг, консалтинг и другие услуги, виртуальный офис, работа на дистанции, интернет-развлечения).

"