Posted 13 августа 2019, 08:00
Published 13 августа 2019, 08:00
Modified 7 марта, 15:46
Updated 7 марта, 15:46
Наличие свободных – или условно свободных денег всегда вызывает бурные споры и желание потратить их на разнообразные благие цели, пишет на сайте Московского Центра Карнеги экономист Антон Табах. И неудивительно, что большой профицит российского бюджета и растущие резервы Фонда национального благосостояния широко обсуждают и обыватели и чиновники.
Тем более, что собираемость налогов растет из года в год за счет улучшения технологий и налогового администрирования. Налоговики теперь могут отслеживать цепочки любых сделок и даже самых мелких бытовых транзакций, что улучшает налоговую дисциплину в России.
В прошлом году доходы федерального бюджета выросли на 29% (в основном за счет экспорта), а расходы – всего на 2%. Профицит составил 2,7% ВВП. Первое полугодие этого года было еще более хлебным для государства: профицит – 3,1% ВВП, первичный профицит (до обслуживания долга) – 3,8%. Сборы НДС выросли на 17% за счет повышения базовой ставки налога на 2 пункта и выросшей инфляции. Даже регионы стали получать выгоду от роста сборов налогов на прибыль и доходы физических лиц.
В итоге, страну ждут несколько лет профицитного бюджета с существенными излишками от нефтегазовых доходов.
К тому же сверхдоходы от цены нефти выше $41,6 за баррель отправляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ), куда в июле этого года было зачислено примерно $64,9 млрд, закупленные за 2018 год, и на 1 августа объем фонда составил $124,1 млрд, или 7,9 трлн рублей. В этом году Минфин уже успел закупить еще примерно $29 млрд. То есть суммарно резервы правительства на сегодня составляют около $153 млрд, а к концу года по самому консервативному сценарию превысят $170 млрд, то есть более 10% ВВП! По закону же, если размер фонда превышает 7% ВВП, государство может начать тратить эти средства на более широкий спектр целей, чем поддержка Пенсионного фонда или выплата долгов.
Однако в Центробанке уверены, что трата средств ФНБ будет носить инфляционный характер, поэтому идеальный вариант – продолжить копить резервы. Тогда как Минэкономики не возражает против того, чтобы потратить эти средства на меры, стимулирующие экономику.
А вот Минфин традиционно уклончив и рассматривает различные варианты.
Какие же существуют альтернативы?
При больших резервах и растущих налоговых поступлениях – стоит подумать о хотя бы временном снижении налогов. Временное снижение НДС применялось в Евросоюзе после кризиса 2008–2009 годов наряду с наращиванием расходов. Никто не мешает России откатить недавнее повышение НДС на 2 процентных пункта, которые на деле оказались сейчас лишними.
Тут возможно введение правила, которое бы устанавливало, что если собираемость налогов увеличивается быстрее инфляции и экономического роста, то в первую очередь снижаются налоги. В отличие от льгот для отдельных категорий бизнеса при такой политике выгоду получат все. Постепенное снижение НДС может стать реальным драйвером экономического роста.
Еще более полезным было бы снижение социальных взносов, хотя здесь потребуется несколько лет тяжелой работы налоговиков, затрагивающей достаточно большие группы не только предприятий, но и граждан.
Кроме того, очень хорошее финансовое положение государства и высокий спрос на рублевый долг дают России сейчас необычайно большое пространство для маневра. Из-за старых ушибов финансовые власти по-прежнему ведут себя очень сдержанно и считают бюджетную стабильность священной, в то время как адепты промышленной политики скорее предлагают раздать дотации или напечатать денег, чем снизить давление на налогоплательщика. Однако если готовиться не только к черному дню или новому раунду санкций, то России надо встраивать в бюджетную систему механизмы не только резервирования излишков от хорошей экспортной конъюнктуры, но и разделения плодов отличной работы ФНС с налогоплательщиками. Это будет справедливо и поспособствует ускорению экономического роста.