Posted 13 мая 2022, 12:05
Published 13 мая 2022, 12:05
Modified 7 марта, 12:25
Updated 7 марта, 12:25
Виктория Павлова
Знать, что из себя представляет современный русский автозак важно всем. Спецавтомобили для перевозки задержанных за административные правонарушения становятся уже чуть ли не народным «общественным транспортом». Только 24 февраля на акциях протеста против спецоперации были задержаны более 1500 человек, из них 600 – в Москве. 6 марта в Санкт-Петербурге на несогласованной акции задержали 750 человек. Ранее случались ещё более массовые задержания. Такие толпы людей не отведёшь за ручку в ближайшее отделение полиции – надо отвезти.
Но теперь москвичам и гостям столицы обещают, что бесплатное путешествие на автозаке будет проходить в комфортных условиях. Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева анонсировала появление новых автозаков с кондиционерами и туалетами. Что из себя представляют современные автозаки, и поможет ли эта инициатива решить проблему с соблюдением прав человека, разбирались «Новые Известия» - с ГОСТами и правозащитниками.
Проблема транспортировки задержанных лиц актуальна как никогда. По данным председателя комиссии СПЧ по развитию пенитенциарной системы Андрея Бабушкина, за последние 20 лет число задержанных и арестованных в Москве выросло более чем в 2,5 раза. Люди регулярно жалуются на условия содержания. Например, задержанных в Москве в ноябре 2020 года за пикет против домашнего насилия активисток продержали в холодном автозаке всю ночь, а задержанных в Москве после несогласованной акции 6 марта 2022 года держали в автозаке 4 часа.
С точки зрения закона придраться не к чему: срок доставки задержанных КоАП никак не ограничивает. Там просто указано, что «доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок». Возможно, этот срок будет короткий, а возможно – не очень. Зависит от множества факторов – утверждает эксперт Петр Курьянов:
- Сколько есть необходимости держать, столько и держат. Если встали в пробке, то можно и несколько часов там простоять. Нет никаких нормативов. Конечно, людей набивают в эти автозаки в большом количестве и умышленно держат в них.
Чтобы быть готовым к путешествию хотя бы морально, надо понимать, поездка на каком автозаке предстоит. Они разные, их обустройство регламентируется разными ГОСТами. Отличия объясняет член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ева Меркачева:
- Автозаки для перевозки административно задержанных – это автозаки системы МВД, а автозаки для перевозки этапированных – это автозаки системы ФСИН. Но конвой, перевозка заключенных из СИЗО в суды – этим тоже занимается система МВД. Что касается стандартов этапирования, особенно на длительные расстояния, то такие автозаки должны в обязательном порядке содержать не только вентиляцию, но и туалет.
Не отель на колесах, конечно, но хотя бы какие-то требования к наличию элементарных удобств. Так вот Татьяна Потяева говорила именно про автозаки, на которых доставляют заключенных. «Омбудсмен говорила о спецтранспорте, которым заведует конвойный полк и который предназначен для перевозки арестованных по уголовным делам для их перемещения между изоляторами и судами. Такие автозаки разработаны три года назад и уже запущены в серийное производство» - подтверждает Андрей Бабушкин.
Эти автозаки строятся в соответствии с ГОСТ 33546, который вступил в силу с 1 апреля 2017 года. Так что обязательные туалеты для заключенных не являются новинкой. Совсем другое дело – автозаки для административно задержанных лиц. ГОСТ 34685 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки лиц, задержанных в административном порядке» для спецтранспорта, который пригоняют к местам проведения незаконных митингов и прочих акций, был создан только в 2020-м, а вступил в силу с 1 июля 2021 года. И условия содержания в новых «гостовских» автозаказ сами по себе похожи на наказание.
Этот ГОСТ предусматривает жёсткие сидения на металлическом каркасе, зарешёченные тонированные окна размером не более 30х50 см, расположенные под самым потолком, и отопление с вентиляцией. Вот и весь комфорт. Ни о каких туалетах с кондиционерами в ГОСТе речи нет. Поддержание микроклимата отдано на откуп другому ГОСТу 30593, но он регламентирует лишь минимальную температуру отопления, а установка кондиционера – добровольное пожелание заказчика. В ГОСТе на «административные» автозаки куда больше внимания уделено решёткам и замкам на дверях, чтобы никто не сбежал, чем созданию приемлемых для человека условий.
Зато понятно, что может ожидать задержанных. Стоит, например, помнить, что само наличие туалета еще не означает возможность им воспользоваться. Петр Курьянов считает, что такие «покатушки» в автозаках – это уже часть наказания людей:
- Чаще всего возят в обычных автозаках, где нет ни туалетов, ни кондиционеров. Даже если какие-то модели с туалетами предусмотрены, в большинстве случаев ими просто не дают пользоваться. Это практика применения, это воздействие на административно задержанных.
Аналогичной точки зрения придерживается и Ева Меркачева:
- Совершенно дико слышать, когда административно задержанных держали в автозаках по многу часов – это уже часть наказания для человека, на которого еще не составлен протокол! А потом они заезжали на этих автозаках на территории отделов полиции и еще там стояли. Живые люди, а к ним относились как к какому-то грузу, мучили таким образом.
Самое время вспомнить Солженицына, который своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» описывал внутреннее убранство вагон-заков.
«…Окна коридорной стороны - обычные, но в таких же косых решетках извне. А в арестантском купе окна нет - лишь маленький, тоже обрешеченный, слепыш на уровне вторых полок (вот, без окон, и кажется нам вагон как бы багажным). Дверь в купе - раздвижная: железная рама, тоже обрешеченная.Всё вместе из коридора это очень напоминает зверинец: за сплошной решеткой, на полу и на полках, скрючились какие-то жалкие существа, похожие на человека, и жалобно смотрят на вас, просят пить и есть. Но в зверинце так тесно никогда не скучивают животных».
Ева Меркачева напоминает, что Европейский суд по правам человека уже признавал российские автозаки орудием пыток:
- ЕСПЧ три года назад признал перевозку в автозаках пыточной, люди жаловались массово: на то, что душно, что мало места, что перевозят вместе больных и здоровых, что курят в автозаках, поэтому все задыхаются, жаловались на то, что нет туалета, нет кондиционера. ЕСПЧ удовлетворил жалобу, и после этого Минюст внес изменения в стандарты. Теперь там есть данные про освещенность, количество квадратных метров на человека. Но для того, чтобы проверить, соблюдаются ли эти стандарты, в автозаки должны пускать членов наблюдательной комиссии с оборудованием. Но нас никто не пускает, автозаки не являются тем местом принудительного содержания, которое мы, правозащитники, имеем право проверять. В последнее время многие нам рассказывали, что туалеты в автозаках были (в этом году), но их никто из конвоиров не открывал.
Парадокс отечественного автозака: с одной стороны, туалет как бы есть, но как бы и нет. Хотя первые автозаки с биотуалетами были закуплены для столичной полиции ещё в 2014 году. Проверить работоспособность туалетов никак нельзя, пока сам не прокатишься. И это далеко не все «прелести» современных автозаков – добавляет Ева Меркачева:
- Главная проблема автозаков в том, что летом в них жарко, зимой в них люди мерзнут. А стоит одному человеку закурить, весь автозак задыхается. Еще в автозаках есть так называемые «стаканы» – как отдельные камеры. Заключенные, которые чуть больше среднего роста и веса, говорят, что сидеть там невозможно, коленки упираются в двери, голова упирается в потолок, и в этом как в гробу ты едешь. Туда сажают людей (считается, что в целях безопасности), когда, например, вместе с заключенными перевозят бывшего сотрудника (БС-ника). Или, например, перевозят мужчин и берут одну женщину – вот ее сажают в этот «стакан». Но нахождение в «стакане» — это просто пытка. Человек едет в гробу в стоячем положении. И женщины из женского СИЗО-6 пишут, что прежде, чем попасть в суд, их везут по дороге и завозят в один, в другой, в третий, и все это длится часами. В общей сложности они могут провести в автозаке более 7–8 часов. А потом их свозят в Мосгорсуд и оттуда везут уже в их СИЗО-6, то есть это мучительная длинная дорога.
Всю эту ситуацию с повышением комфорта автозаков, который анонсировала правозащитник Потяева, Пётр Курьянов считает абсурдом:
- Это какой-то сомнительный вброс, издевательский по сути. Потяева – первый источник такой информации, и это своего рода издевательство – она, уполномоченная по правам человека, сообщила об автозаках! По идее прерогатива об этом сообщить – у пресс-службы МВД, ФСИН, или производителя такой автотехники. В условиях увеличения количества задержанных, арестованных, вала сфабрикованных уголовных дел появляется такая новость, что, оказывается, будут возить в человеческих условиях, то есть сиди – не хочу!
Но теперь у силовиков и региональных властей будет повод обновить парк автозаков для соответствия новым стандартам. А это недешёвое удовольствие. Например, в октябре 2020 года московский ЦОДД объявил закупку автозаков для МВД на 491 млн рублей. За 191 млн рублей у компании «СТ Нижегородец» купили 35 автомобилей на 20 задержанных (по 5,46 млн рублей за автозак), за 190,8 млн купили также 35 автомобилей на 15 задержанных (также примерно 5,46 млн рублей за автомобиль) и 30 автозаков на 6 задержанных за 109 млн рублей (по 3,63 млн за автомобиль). Получаются совсем небольшие автозаки, ведь посадка в них более чем тесная: автобус «АВТОЗАК» от компании «Луказ» на базе обычного пригородного автобуса «НЕФАЗ 5299» вмещает в себя 70 задержанных, а популярные модели на базе грузовиков «Камаз» - от 22 до 36 человек в зависимости от модификации.
Также в 2020 году Росгвардия, которая как раз специализируется на несогласованных акциях и митингах, закупила 29 автозаков по 6,3 млн рублей каждый. Контракт без конкурса был отдан «Комбинату автомобильных фургонов» Алия Чеченова. А самый крупный контракт за последние годы был заключен МВД в 2018 году – тогда ведомство закупило 392 автозаков почти за 1,3 млрд рублей для Балашихи, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска и Хабаровска по цене от 2,7 до 5,6 млн рублей. Закупка была совершена также у единственного неназванного поставщика.
Вслед за Москвой масштабное обновление парка автозаков может последовать в других регионах.
По состоянию на 2019 год в России насчитывалось порядка 2800 автозаков, из них 185 находились в Москве. Не сильно отстаёт Екатеринбург – 175 автозаков. С учётом склонности жителей Екатеринбург к отстаиванию своей позиции (как в случае со строительством храма в парке), новые автозаки могут пригодиться. А тройку лидеров замыкает Красноярский край, склонный к экологическим протестам – 74 автозака. На четвёртом и пятом местах по числу автозаков расположились Пермский край (68 штук) и Ростовская область (74 штуки).
В каком регионе последуют завету Потяевой и начнут массово обновлять парк автозаков – видно будет по закупкам. Только не все они появляются в открытом доступе. Если автозаки закупает Центр организации дорожного движения, как в Москве, или просто областная администрация, как в Ростове-на-Дону, информацию можно посмотреть. Закупки гражданского ведомства находятся в открытом доступе. А вот контракты силовиков могут быть засекречены. Но мы продолжаем держать руку на пульсе и следить за новинками «парка автозаков» и затратами на них.