Posted 13 мая 2021, 10:26
Published 13 мая 2021, 10:26
Modified 7 марта, 13:42
Updated 7 марта, 13:42
Как известно, российские власти привычно пытаются объяснить причины казанской трагедии повальным увлечением подростков видеоиграми, социальными сетями, а также – что уж совсем странно слышать от чиновников - падением нравов. Со своей стороны, оппонирующие власти люди выдвигают тоже привычный набор объяснений: школьную травлю, авторитарную школьную систему и «токсичную маскулинность».
А вот публицист Михаил Пожарский привел в своем блоге неожиданную теорию, по которой так называемые шутинги появились и начали быстро распространяться только с 1960-х годов, а до этого такого явления вообще не было. Причиной же их появления эксперты называют именно либерализацию нравов, когда в школах запретили физические наказания, а также ввели свободный выбор школьниками своей гендерной принадлежности, тогда как травлю, или буллинг стали считать серьезной проблемой. А ведь прежде он был обычной формой школьной социализации. Теперь же, в связи с борьбой, объявленной буллингу, подростки и вовсе не имеют никаких шансов социализироваться, и остаются наедине со своими проблемами.
Американские криминологи считают, что массовые шутинги являются как раз порождение современного общества с его атомизацией, отчуждением, одиночеством и прочими неприглядными сторонами, и что все другие объяснения, и консервативные (видеоигры, соцсети и т.д.), и прогрессивные (травля, насилие и т.д.) не имеют под собой никаких оснований.
Один из комментаторов публикации Пожарского, пояснил, какие выводы сделали американцы из такого положения дел. Совершенно очевидно, что российским властям необходимо взять именно этот опыт на вооружение, если они реально хотят решить проблему:
«Шутинг в казанской школе провоцирует новый виток рассуждений и, к сожалению, мер по безопасности школьников. Уже сейчас школы в российских городах построены по принципу "враг не пройдет" - заборы, турникеты, охранники, пропуска. Куда охранительная мысль заведёт наших законодателей одному богу известно. Однако если мы действительно хотим обеспечить школьникам безопасность, то нам нужно не изобретать велосипед, а обратиться к передовым практикам.
В какой-то момент родители американских школьников обнаружили, что во время после окончания уроков и где-то до 18-19 вечера, когда родители приезжают с работы домой, резко возрастает число преступлений, в которых нарушителями или жертвами становятся школьники. Родители начали бить тревогу. Но вместо того, чтобы приставить к каждой школе по гвардейцу с автоматом, они решили разобраться в причинах проблемы.
Поставив себя на место школьников, родители поняли, что, выходя из школы, ребенок или подросток оказывается в городе, который полностью для него закрыт. Ему нигде не рады, он никуда не может зайти, не может практически ничем заняться. Стресс, помноженный на отсутствие занятий, ведёт к тому, что резко увеличивается рискованное поведение. Это и приводит к преступлениям.
Поняв это, родители учредили Afterschool Movement. Движение за безопасность школьников в городе. Суть этого движения проста - все городские учреждения, бизнесы, организации, разделяющие ценности этого движения публично объявляют, например с помощью стикера на двери, о том, что они рады школьникам. Что да, можно зайти в пожарную часть и пожарные с радостью покажут пожарную машину. Что да, можно зайти в коммьюнити-центр и сотрудники расскажут о своей работе и может даже предложат поволонтерить. Что да, можно зайти в магазин или библиотеку и там тоже все расскажут и, может быть, даже предложат подработку.
Такими средствами движение Afterschool успешно справляется со своей задачей. В городах где действует движение, число преступлений с участием детей идёт на спад. И это логично. Проблемы, связанные с социальной дезинтеграцией, нужно решать с помощью интеграционных практик, а не с помощью усиления дезинтеграции. Забота, внимание, тепло и сопереживание всегда надёжнее турникета, автомата и забора. У нас в России, к сожалению, этой простой истины еще не понимают…»