Posted 13 мая 2019,, 09:34

Published 13 мая 2019,, 09:34

Modified 7 марта, 16:02

Updated 7 марта, 16:02

«Банановая» экономика: как Россия превращается в Венесуэлу

«Банановая» экономика: как Россия превращается в Венесуэлу

13 мая 2019, 09:34
Почти нулевой рост ВВП, бегство капиталов за границу и секретность экономики – всё это ярко свидетельствует о превращении страны в «банановую республику».

Постановления о вхождении России в топ мировых экономик; олигархи, которые становятся богатейшими людьми в других странах; растущая секретность экономики; увеличение налогов и падение уровня жизни населения; популистские обещания и наигранный позитив представителей правительства; постоянные санкции и активная пропаганда в стиле «мы vs весь мир» - все это очень похоже на новости из какой-нибудь Венесуэлы или аналогичной «банановой республики», но за последнее время как-то внезапно это стало нашей реальностью, - пишет телеграм-канал «МыслиНеМысли», разбирая три характерных показателя этого процесса.

Никаких 3% роста ВВП в России не будет

Недолго музыка играла, недолго Орешкин танцевал. Очень быстро закончился «экономический рывок», которым так гордилось правительство, представляя итоги прошлого года. Но в первом квартале темпы роста ВВП упали до 0,8%.

Впрочем, замедление экономики из-за повышения налоговой нагрузки было ожидаемо, вновь вспомнили про существование товарооборота и о том, как он важен. Обычно представители власти в последнее время говорят о том, как бюджетные расходы на инфраструктуру будут поднимать российскую экономику, начисто забывая о других факторах.

Вот и получается, что на фоне неплохих в целом показателей по промышленности - рост добычи полезных ископаемых на 4,7%, увеличение обрабатывающей промышленности на 1,3% - люди живут все хуже, а экономика буксует: рост реальных зарплат упал до 0,4%, а реальные доходы упали на 2,3%. Не работает модель, где все ставки сделаны на рост за счет вливаний в инфраструктуру и другие национальные проекты, да и сами проекты не работают. Нынешняя статистика наглядно показывает, что без стимулирования внутреннего потребительского и инвестиционного спроса не будет серьезного позитивного макроэкономического эффекта. Что касается промышленности, то мы здесь растем исключительно за счет сырьевого сегмента, а рост в обрабатывающей промышленности продолжает замедляться.

Так что пора отринуть иллюзии, если кто-то еще этого не сделал: никаких 3% роста к 2024 г. в России не будет. Наш потенциал – это болтаться в районе 1,5% при таких исходных данных.

Процесс вывоза капитала только усиливается

Трое россиян в списке 10 богатейших людей Великобритании – это одно из самых ярких последствий попыток деофшоризации российской экономики и яростной борьбы с вывозом капитала из страны. Фамилии не так уж важны, да и эти товарищи вообще почти всегда на слуху, поэтому и удивления нет никакого, хотя если Усманов свою позицию в рейтинге не изменил, то Абрамович все же дотянулся до топ-10, да и Фридман весьма резко ворвался в этот «почётный» список.

То есть усилия по возвращению капитала в страну не только оказались бесполезными, но и имеют прямо противоположенный эффект. Бизнес не видит перспектив и смысла оставаться в России, поэтому постепенно уводит всё на запасные аэродромы. И если те, кто помельче, стараются делать это максимально незаметно, то крупняк особо не стесняется и не скрывается. Никого же не удивляют новости о том, что дети и семьи не только бизнесменов, но и более-менее крупных чиновников давно живут за рубежом, совершенно не собираясь возвращаться. Просто мелочь довольствуется легализацией на какому-нибудь Кипре, потому что обосноваться в Великобритании не так уж просто: долго и дорого.

Процесс вывоза капитала только усиливается, и про это говорит официальная статистика уже давно, причем так, что ЦБ в конце прошлого года поменял формулировку этого явления с «чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором» на «финансовые операции частного сектора». Суть осталась прежней, и за первый квартал «утекло» более $25 млрд, то есть столько же, сколько за весь 2017 г. и столько, сколько ЦБ изначального прогнозировал на год нынешний. «Наращивание вложений резидентов в иностранные активы» - это и погашение внешнего долга, и прямая покупка иностранные активов (даже долларов, например), и, кстати, еще то, что валютная выручка не возвращается в Россию, а остается на зарубежных счетах. Можно как угодно крутить формулировки, но это не изменит сути, да и рейтинг The Sunday Times вполне конкретно так намекает о ситуации.

Так что пока премьер Медведев подписывает нелепые постановления о вхождении в топ-5 экономик мира, а Силуанов рассуждает в интервью об эффективности национальных проектов, те, у кого пока еще есть деньги, стараются их сохранить. В том числе и потому, что официальная экономическая модель не подразумевает какой-либо заботы об инвестиционном спросе, а предпринимателем быть хорошо в том случае, если у тебя есть родственные, дружественные или любые другие связи с нужными людьми. Вот только не надо себя обманывать: условные Ковальчуки и Ротенберги не задержатся здесь надолго, а точно также свалят, как только сорвут последний куш.

Деньги в стране «пилится» секретно

«Секретность» российской экономики поражает. Минфин впервые раскрыл данные по засекреченным госконтрактам, и оказалось, что 35% от общего объёма госконтрактов за 2018 г. содержат гостайну (?), а это 2,4 трлн рублей. Сейчас власти вообще любой неудобный момент стремятся засекретить, как это произошло чуть ранее с банками, например. Поэтому нет ничего удивительного в этих данных, у нас в расходах бюджета закрытые статьи занимают почти 20%, а в этом году секретные расходы превысят 3 трлн рублей, и они только растут, кстати. Сравнивать с развитыми странами, что так любят делать многие, нет никакого смысла, так как сравнение будет не в нашу пользу с большим отрывом.

Очевидно, что большинство госконтрактов из секретной части вполне могут быть прозрачными, но никому это не нужно. Ведомства сами определяют, какие закупки относятся к гостайне, так что у них в этом плане почти полная свобода действий. Забавно совсем другое: крупнейшими заказчиками по засекреченным госконтрактам стали «Роскосмос», Управление дорожно-мостового строительства и Мосметро. И вот это уже совсем интересно, если вспомнить как часто «Роскосмос» Рогозина мелькает в сводках о коррупционных скандалах. Необходимость в гостайне, возможно, есть в большинстве случаев, но уж точно пилить бабло под грифом «секретно» намного удобнее.

"