Posted 13 мая 2017,, 06:46

Published 13 мая 2017,, 06:46

Modified 8 марта, 01:59

Updated 8 марта, 01:59

Откуда в России взялся SERB

Откуда в России взялся SERB

13 мая 2017, 06:46
Подробности об этой и других военизированных провластных группировках публикует «Настоящее время»

В деле о события 26 марта, когда в Москве проходила массовая акция против коррупции, появился новый свидетель, человек связанный с ультра-патриотической организацией SERB. Александр Петрунько дал показания против Юрия Кулия.

Мужчину обвиняют в применении насилия против сотрудника полиции во время акции. Сам он объясняет, что не нападал на полицейского, а попытался помочь пожилому человеку, на которого упал полицейский на ступеньках памятника Пушкину в разгар задержаний оппозиционеров. Тем не менее он признал вину и согласился на особый порядок рассмотрения дела в суде.

Александр Петрунько из SERBa тоже был на акции. «Он говорил, что видел, как Кулий взял за руку сотрудника полиции, пытался затащить его в толпу агрессивно настроенных граждан и что-то еще кричал, типа «давайте, хватайте его», – рассказал «Медиазоне» адвокат обвиняемого Алексей Липцер. При этом Александр Петрунько сам обвиняемого не опознал, а только описал его следователям.

Имя Александра Петрунько на слуху в связи с нападением на Алексея Навального 27 апреля. Человек, очень похожий на него, облил политика зеленкой возле офиса Фонда борьбы с коррупцией. В результате Навальный получил ожог роговицы глаза, частично потерял зрение, и был вынужден съездить за границу, где его прооперировали.

Александра Петрунько опознали случайно: видео с нападением показал российский телеканал РЕН, но лицо нападавшего телеканал замазал. Сторонники Навального обнаружили на сервере телеканала оригинал ролика, по которому можно установить сходство нападавшего с Петрунько.

Другой активист SERBа, Алексей Кулаков, в это время снимал происходящее, его-то как раз хорошо видно на ролике РЕН ТВ. Позже он изложил несколько версий, почему он оказался на месте событий: сначала он говорил, что его "попросили поснимать", позже он рассказал о «деловой встрече».

Реакция на экспорт

Движение SERB изначально зародилось в Украине во время Майдана. После бегства президента Украины Виктора Януковича в Россию активисты SERB заявили о себе в Днепропетровске. Тогда они выступали против новой киевской власти и требовали большей автономии для некоторых областей Украины.

Юго-восточный радикальный блок, по утверждению его участников, должен был бороться с «беспределом на юго-востоке Украины в правовом русле».

В группе SERB во Вконтакте весной 2014 года обсуждали необходимость создания Юго-Восточной Украинской республики, призывали бойкотировать внеочередные президентские выборы и зазывали добровольцев для борьбы с «Правым сектором».

Той же весной участники SERB принимали участие в штурме харьковской областной администрации вместе с членами организации «Боротьба» и другими противниками Майдана. Тогда около 70 человек, включая активистов SERB, были задержаны. Всего движение насчитывало около 300 активных участников – это их собственная оценка, и еще столько же сочувствующих в Днепропетровске, Кривом Роге, Харькове и Запорожье.

Последние посты в группе Юго-Восточного радикального блока во Вконтакте датированы апрелем 2014-го. Однако лидер SERB Игорь Бекетов утверждает, что украинское крыло движения до сих пор активно.

Аббревиатура SERB расшифровывается как South-Eastern Russian Block – «Юго-Восточный русский блок». Раньше за буквой R скрывалось слово «радикальный». Участники движения утверждают, что изменили название после переезда в Россию.

Вторая жизнь «Антимайдана»

Лидер SERB Бекетов-Тарасевич – актер из Днепропетровска (теперь Днепр – НИ). Он снимался в эпизодических ролях в российских сериалах «Интерны», «Мент в законе», и в фильме «Главный» о жизни Сергея Королева. Руководство движением SERB Бекетов совмещает с кинокарьерой - если верить сайту kino-teatr.ru, в этом году выйдут еще два сериала с его участием.

Сразу после переезда участники SERB начали ходить на антивоенные и антипутинские митинги – 21 сентября 2014 года активисты вместе со сторонниками Эдуарда Лимонова вырывали украинские флаги из рук участников «Марша мира».

Со временем в движении стало больше россиян, чем украинцев, и SERB переключилось на внутрироссийские проблемы и, по их собственному утверждению, хотят быть «полезными России, Новороссии, и украинским братьям, которые не хотят быть под укрофашистами».

Участники SERB неоднократно громили мемориал на месте гибели Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту. В сентябре 2016 года один из активистов SERB Александр Петрунько облил мочой фотографии американца Джока Стерджесса на выставке в московском центре братьев Люмьер. Выставку в тот день блокировала другая прокремлевская организация – «Офицеры России». Ее участники скрутили Петрунько и передали полиции. Активиста приговорили к семи суткам ареста.

Активисты SERB регулярно обливают зеленкой неугодных им оппозиционеров. Осенью 2015 года они напали на стоявшего в одиночном пикете пенсионера Владимира Ионова. В апреле 2016 года – на победителей школьного конкурса движения «Мемориал». Тогда зеленкой попали в писательницу Людмилу Улицкую. Лидер SERB Бекетов-Тарасевич объяснил, что движение и дальше будет «ставить на место национал-предателей».

От нападения с зеленкой на Алексея Навального SERB открещивается. По словам Тарасевича, у них претензий к политику нет – потому что тот не говорит о возвращении Крыма Украине.

Активист движения SERB Александр Петрунько известен и тем, что неоднократно устраивал провокации в адрес участников одиночных пикетов у памятника Жукову возле Кремля. В результате оппозиционеров задерживала полиция.

Активисты движения SERB не первые и далеко не единственные в России, кто участвует в силовых акциях против оппозиции и любого инакомыслия.

Все началось с футбольных фанатов. Они так азартно и яростно крушили друг друга и ОМОН на трибунах, что это не могло долго оставаться незамеченным политическими силами. Первыми фанатов взяли на вооружение в ЛДПР. Владимир Жириновский несколько раз финансировал выезды поклонников «Динамо» в различные регионы, вызволял фанатов из милиции.

Вот фрагмент интервью для сайта Спортс.ру Александра Шпрыгина, он же «Каманча», в те годы – руководителя фан-клуба московского «Динамо»:

«В 90-х годах мы участвовали в мероприятиях партии, а партия помогала нам по фанатской линии. Например, знаменитым спецпоездом в Волгоград. Жириновский созванивался с тогдашним министром путей сообщения Аксененко, нам дали поезд... Что мы делали в ответ? Владимир Вольфович мог пригласить на какое-то мероприятие, чтобы мы там тоже присутствовали».

На одном из таких мероприятий динамовские фанаты забрасывали камнями и яйцами американское посольство в Москве на следующий день после бомбардировки Белграда.

По удивительному совпадению, тогдашний лидер фанатов Александр Шпрыгин сейчас работает помощником депутата Госдумы от партии ЛДПР. А до недавних пор он же руководил ВОБ — «Всероссийским Объединением Болельщиков». Организацией, о которой мало кто знал до 2010 года. Внезапный взлет ВОБ и Шпрыгина начался с беспорядков на Манежной площади.

Столкновения, которые устроили футбольные фанаты на Манежной площади после убийства болельщика «Спартака» Егора Свиридова, произвели на российские власти неизгладимое впечатление. Владимир Путин, тогда премьер-министр, лично приехал на могилу фаната, а после под камеры встретился с лидерами болельщиков.

«Я хочу обратиться к вам с настоятельным призывом — не допустить чтобы вас кто-то поставил под контроль и начал вами манипулировать», – просил тогда Путин.

После этого ВОБ перешла под крыло Российского Футбольного Союза, т. е. государства. На крупнейшие международные турниры вчерашним погромщикам Манежной предоставлялись бесплатные чартеры. В 2012 году российские болельщики участвовали в массовых беспорядках в Польше, а в 2016-м - во Франции.

Телеканал BBC по следам побоища в Марселе снял документальный фильм о том, кем на самом деле могли быть зачинщики драки.

«Это был армейский спецназ футбольных хулиганов Владимира Владимировича Путина, посланный завоевать Европу», – говорилось в фильме.

Иронично шутит Василий Степанов, он же Вася-Киллер. Лидер одной из «фирм» московского «Спартака». В 2000-х, пока динамовцы Шпрыгина работали на ЛДПР, он руководил охраной кремлевского движения «Наши». Участвовал в погромах бункера НБП, тогда активистов партии Лимонова избивали бейсбольными битами. Теперь у Степанова новые увлечения, он – православный активист. Участвовал во всех столкновениях с противниками строительства часовен и храмов в Москве. Например, в парке Торфянка.

Лучшие друзья Васи-киллера – активисты движения «Сорок Сороков», которое называют «боевым отрядом РПЦ». В 2015 году, в разгар конфликта в Торфянке, депутат Госдумы Валерий Рашкин обратился в ФСБ с просьбой расследовать деятельность движения и ликвидировать его. Обращение осталось без ответа.

В 2006 году заявило о себе Движение молодых политических экологов «Местные». По официальной версии, оно было создано администрацией губернатора Московской области. «Политические экологи» пикетировали конференции «Другой России», устраивали облавы на мигрантов и осаждали посольство США.

Им прочили деньги и славу «Наших». Но сегодня об этом движении почти ничего не слышно. Их последние акции, если верить официальному сайту — студенческий квест в Клину и проверка качества топлива на подмосковных заправках.

О том, чтобы стать боевым подразделением Кремля, мечтали и создатели организации БОРН. Больше того, они сами хотели стать властью. Неонацисты успели совершить девять громких убийств, включая убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Лидеры организации получили пожизненные сроки.

Военизированные по сути и структуре силовые подразделения, связанные с Кремлем, в последние годы даже не пытаются маскироваться под «политических экологов».

«Офицеры России» выстраивают вполне боевой кордон перед выставкой Стерджеса. Казаки нападают на Алексея Навального и участниц группы Pussy Riot, и живым щитом встают на входе в Сахаровский центр. SERB в этом смысле — это симбиоз всего, что создавалось в России в 2000-е для силовой борьбы с инакомыслием. Жестокость футбольных фанатов, страсть православных активистов, финансовая стабильность «Наших» и «Местных», организованность казаков. И, главное, почти полная безнаказанность.

Оригинал здесь