Posted 13 апреля 2020,, 09:47

Published 13 апреля 2020,, 09:47

Modified 7 марта, 14:59

Updated 7 марта, 14:59

Михаил Крутихин: «Параметры соглашения с саудитами стали неприятным сюрпризом»

Михаил Крутихин: «Параметры соглашения с саудитами стали неприятным сюрпризом»

13 апреля 2020, 09:47
Фото: https://echo.msk.ru/programs/year2020/2621513-echo/
Смысла в демарше, который осуществила Россия в рамках ОПЕК+, не было никакого. А параметры нового соглашения с Саудовской Аравией стали сюрпризом.Об этом в эфире программы «2020» на радиостанции «Эхо Москвы» рассказал эксперт по нефтебизнесу, партнёр консалтинговой компании RusEnergy, экономист Михаил Крутихин.

«Было очевидно, что Россия и Саудовская Аравия всё-таки придут к какому-то соглашению. Но ожидалось, что наши страны примерно поровну поделят квоту на сокращение нефти, но вдруг получилось, что основную долю сокращения добычи берёт на себя почему-то Россия.

Саудовская Аравия тоже сокращает, но по сравнению с нами совсем немножко. Это стало сюрпризом. Есть версия, особенно на арабском Востоке, что это такая форма наказания России за её поведение.

Смысла в том демарше, который Россия до этого осуществила, на мой взгляд, не было никакого.

Нарушителей дисциплины в ОПЕК всегда было много. Дисциплина страдает постоянно. Россия вносила свой вклад.

Три года подряд мы не сокращали добычу. Министр энергетики Александр Новак постоянно делал заявления: «Мы солидарны с ОПЕК+, мы сокращаем». Но по статистике видно, что каждый год у нас добыча немножко, но увеличивалась. А всему миру мы говорили обратное. Это было враньё.

То есть саудовцы сказали наконец-то: «Ребята, а надо на 1,5 млн баррелей в сутки вам!». И тут уже мы стали хлопать дверью.

Получается, три года мы паразитировали на Саудовской Аравии, которая реально сокращала добычу. Цены подрастали, а мы в свой бюджет, естественно, дополнительные вносили средства и ещё могли откладывать что-то в Фонд национального благосостояния.

Роли поменялись. Сейчас саудовцы очень немного сокращают свою добычу - по разным подсчётам, они должны 1-1,5 млн баррелей в сутки сократить, а мы должны 2,5 млн баррелей в сутки (23% добычи). Теперь саудовцы будут на нас паразитировать.

Я вот подозреваю, что сейчас одним из рычагов Трампа, который заставил Россию принять очень позорное решение по «ОПЕК+», стала угроза либо ввести какие-то новые санкции, либо обещание какие-то санкции снять. В общем, о чём-то они все-таки торговались.

Если Россия будет, как прежде, врать и нарушать договорённости, думаю, меры будут применяться. Канада уже намекает на то, что последуют заградительные тарифы. А дальше это может быть эмбарго, это могут быть санкции против российских компаний и против компаний, которые покупают российскую нефть. Уже начались отказы от российской нефти на некоторых рынках.

Но даже без этих мер, если вдруг мы начнем практически сокращать добычу, это будет означать, что десятки тысяч людей останутся без работы, потому что там не только нефтяники, это и компании, которые их обслуживают. Последует гигантский мультипликативный эффект по всей стране. Нефтянка - это действительно становой хребет нашей экономики.

Затем, если даже немножко повысятся цены, сокращение нашего экспорта наполовину – а это по формуле так получается – означает, что меньше денег придёт в бюджет. То есть бюджет, вероятно, придётся секвестрировать и резать доходы бюджетников.

Естественно, что сохранят какие-то доходы и чиновники, и каратели, и много кто ещё. Но образование, наука, медицина и всё остальное – им придётся плохо.

Будет, скорее всего, ускоренная девальвация национальной валюты, будет инфляция, будет проблема с ценами на импортные товары. А 65% товаров, которые мы видим - от телефонных аппаратов до огурцов и репчатого лука – это именно импорт. Мгновенное повышение цен означает ухудшение жизненных условий людей.

В общем, вся эта цепная реакция включится от мер, которые мы должны принять.

Это тяжёлое будущее. А если ещё и эмбарго на нашу нефть объявят, это будет экономическим коллапсом.

Дело в том, что мы провозгласили нефть и газ и вообще сырьевое направление экономики своей главной как бы задачей, и в своей недавно принятой Доктрине национальной энергетической безопасности мы сказали, что «вызовами для России являются развитие технологий передовых, возобновляемые энергоносители, энергосбережение, энергоэффективность». И всё, к чему мир идёт, передовое – это для нас риски и вызовы. А мы вот нацелены на то, чтобы сырьё гнать развитым и неразвитым странам. И на этом стояли и стоять будем принципиально. Вот куда мы себя загнали.

Когда у нас не по формуле других стран, не вместе с иностранными компаниями, а вместо иностранных компаний, провозглашается самоизоляция российской экономики, импортозамещение и так далее, когда кричат, что санкции у нас не самое страшное…

Ребята, ведите себя как следует, и не будет санкций. Если бы Россия вела себя как цивилизованный член современного общества, не вела бы себя как агрессор, захватчик, военный преступник, отравитель и чёрт знает кто, ну не было бы санкций, было бы международное сотрудничество.

Откройте свой инвестиционный климат для других компаний, обменивайтесь технологиями, людьми, капиталами. Если вместе действительно взяться, то можно очень много сделать и в плане развития энергетики и обуздания цен. Всё можно было бы решить, если бы всё это совместными усилиями нормально делалось, а не в виде вот такого противопоставления себя остальному миру».

Полную версию передачи можно послушать здесь.

"