Posted 13 марта 2020, 17:25
Published 13 марта 2020, 17:25
Modified 7 марта, 14:54
Updated 7 марта, 14:54
Иван Петровский
Для начала - информация с сайта "Аэрофлота". С 13 марта компания отменит все полеты в Италию, кроме Рима, а также сократит рейсы во Францию, Германию и Испанию.
Отныне улететь из Москвы можно только в Париж и Ниццу, из всех немецких аэропортов оставили Берлин, Франкфурт и Мюнхен, в Испании - Мадрид и Барселону. Популярное направление на Тенерифе будет работать лишь в одну сторону - на чартерный вывоз российских туристов с 13 до 20 марта.
Еще больше москвичей пострадают жители Санкт-Петербурга, - им наш авиаперевозчик оставил полеты только в Париж, Барселону, Мюнхен и Берлин.
До конца апреля дочка «Аэрофлота» «Россия» также приостанавливает полеты из Санкт-Петербурга во Францию (Ницца) и Германию (Дюссельдорф и Гамбург).
8 марта еще одна «дочка» «Аэрофлота» - лоукостер «Победа», сообщила, что приостановила полеты в Италию (Рим, Бергамо, Римини, Пизу и Тревиз) с 11 по 31 марта 2020 года.
11 марта «Победа» прекратила полеты в Израиль из-за того что эта страна ввела обязательный двухнедельный карантин для прибывающих в страну иностранцев.
Надолго ли самолеты останутся на приколе, а потенциальные пассажиры будут ждать окончания мировой пандемии?
Ответа на этот вопрос никто не знает.
Глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова в четверг, 12 марта, назвала ситуацию с коронавирусом «беспрецедентной», отметив, что «мировая и российская туриндустрия с подобным еще не сталкивалась». Она привела данные: поток выездного туризма упал на 60%, въездного — на 30%.
Но пока эксперты гадают о перспективах, участники рынка несут болезненные потери. Вчера, например, акции «Аэрофлота» на открытии биржевых торгов рухнули более чем на 8%. И не факт, что падение капитализации остановится.
"Для авиакомпаний европейские направления востребованы, наиболее маржинальными считаются Франция и Германия, куда летает большой поток деловых пассажиров, покупающих билеты в последний момент и часто по возвратному тарифу, - заявил интервью РБК исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.- В марте, под конец низкого сезона, пассажиры традиционно активно бронируют билеты на майские праздники и лето. Однако сложившаяся в 2020 году ситуация серьезно ударила по глубине продаж перевозчиков, поэтому расчеты пополнить оборотные средства за счет продаж на лето пока не оправдываются".
Чтобы хоть как-то избежать обвального падения спроса, "Аэрофлот" объявляет о снижении тарифов "на всех международных воздушных линиях с отправлением из пунктов РФ. Общая стоимость перевозки, номинированная в евро (включая топливный сбор), снизится в среднем на 10%, - говорится в сообщении компании.
Однако многие СМИ, давая радужную информацию о снижении цен, проглядели указание на ЕВРО, а не рубли. С точки зрения обычного российского пассажира, имеющего доход в национальной валюте, рублевые тарифы перевозчика ВЫРОСЛИ, поскольку за последнюю неделю евро и доллар прыгнули более чем на 15 процентов и, похоже, останавливать свое ралли не собираются на фоне падающей цены на нефть и коллапса фондовых рынков.
Так что очередей в кассы "Аэрофлота" явно не будет.
А вот убытки по итогам полугодия - будут. И немалые.
Зато известен размер убытков по итогам первого полугодия 2019 года. Даже в остутствии коронавируса и устойчивом рубле за шесть месяцев 2019 года «Аэрофлот» получил чистый убыток по РСБУ в размере 14,1 млрд руб., говорилось в отчетности компании. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился почти в два раза (7,2 млрд руб.).
Правда, к концу 2019 года финансовые показатели компании вышли в плюс за счет увеличения пассажиропотока на 9 процентов и удачного сезона отпусков. Но сегодня рассчитывать на резкий всплеск перевозок не приходится. Даже если эпидемия коронавируса закончится к началу мая, то фактор слабого рубля никуда не уйдет.
По традиции у "Аэрофлота" есть одна вечная палочка-выручалочка, которой нет ни у одной другой авиакомпании. Это - платежи иностранных компаний, летающих над территорией России. Вместо казны эти миллионы долларов идут в кассу национального перевозчика, у которого, впрочем, 49 процентов акций принадлежат отнюдь не российскому государству, а частным акционерам.
Так вот этот в буквальном смысле падающий с неба золотой дождь так же уменьшится - в связи с сокращением полетов в Китай и страны юго-восточной Азии.
И что делать?
Скорее всего "Аэрофлот" будет просить очередные финансовые поблажки у правительства. Спасать наше "национальное достояние", которое только на одну третьесортную телепрограммку семьи Кеосаянов-Симоньян тратит больше миллиарда рублей, будем все мы, россияне.
А тем временем сам "Аэрофлот" продолжит перекрашивать самолеты, шить новые формы экипажам, менять бортпроводниц (вместо старых и толстых на юных и худых) и платить космические зарплаты своим топ-менеджерам.