Posted 12 ноября 2019, 09:18
Published 12 ноября 2019, 09:18
Modified 7 марта, 15:30
Updated 7 марта, 15:30
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ
Сенатор Андрей Климов, глава временной комиссии по защите государственного суверенитета, пояснил, что законопроект о признании физических лиц иностранными агентами, принятый Госдумой в первом чтении в январе 2018 года, основательно дополнен и скоро может быть оформлен окончательно.
«Имеются в виду не только те лица, которые являются владельцами того или иного ресурса, но и те, кто распространяет информацию для неограниченного круга лиц, в том числе в интернет-пространстве, и при этом они получают деньги из-за рубежа, - уточнил Климов. - Не важен источник этих денег - это может быть государственная организация, негосударственная структура, физические лица, лица без гражданства. Главное, что зарубежные средства».
То есть с нового года блогеров будут вносить в перечень иностранных СМИ, «выполняющих функции иностранного агента». Не всех, конечно, а только тех, кто получит 50-100 рублей от родственника или читателя из Грузии или Малайзии. В том числе и за пост с рецептом блинчиков? Ведь Климов ни слова не сказал, что текст блогера при этом должен быть расценен как «политическая деятельность». С 2012 года у нас непрерывно принимаются поправки к закону об «иностранных агентах», потом поправки к поправкам и поправки к поправкам поправок, и так далее, и так далее - черт ногу сломит. Поэтому припадем к истокам.
Знаете ли вы, почему после принятия закона от 2012 года охрану редких птиц, в частности, даурского журавля и дальневосточного белого аиста в «Муравьевском парке устойчивого природопользования» объявили «политической деятельностью»? А заповедник, получивший международный грант, записали в «иностранные агенты»?
Я тоже не знаю. Только предполагаю.
Как известно, по тому первоначальному закону иностранными агентами объявляются некоммерческие организации (НКО), которые занимаются политической деятельностью и получают деньги из-за рубежа. Это два главных признака криминала. Закон предусматривает, что политической деятельностью не является, в частности, «защита растительного и животного мира».
Понимаете? Грамотеи-исполнители закона из прокуратуры решили, что журавли, аисты и прочие птицы – не растения и не животные. Значит, попадают в разряд «политических».Никаких шуток, никакой иронии.
Кстати, закон приняли, юридически точно не определив, что такое «политическая деятельность». Сразу же начались добавления и доработки по многим пунктам. Через 4 года выпустили дополнительный закон от 02.06.2016 г. № 179-ФЗ. Тоже с весьма приблизительными, косвенными и даже парадоксальными формулировками политической деятельности:
«Некоммерческая организация… признается участвующей в политической деятельности… если осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия».
Что получается? Если какая-либо НКО, действуя, например, «в сфере защиты основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета и обороны страны», получит при этом 100 рублей из Германии от проживающих там бывших советских и российских граждан, поддерживающих миролюбивую политику нашего государства, то эта НКО автоматически становится «иностранным агентом»? По логике закона.
Понятно, блогеров хотят включить в «иноагенты», чтобы нейтрализовать, дезавуировать популярных в стране публицистов - некоторые из них после каждой статьи приводят номер банковского счета: «На поддержку и развитие блога». А также и особенно – для дискредитации YouTube, который уже охватывает аудиторию, сопоставимую с аудиторией пропагандистских федеральных телеканалов. Многие обозреватели оценили законопроект однозначно: «Вводят цензуру и запрещают гражданам высказывать любые точки зрения, отличные от официальных. Граждане-иноагенты - это еще один из смыслов введения «устойчивого рунета», где право слова имеет исключительно начальство… Новый закон… очень полезен, если вы хотите как следует запугать людей».
В то же время - здесь нет никакой цензуры. Пиши что хочешь – но только «маркируй» себя как «иностранного агента», дабы читатель знал, что данная информация и оценки действительности исходят от «иностранного агента».
И что в итоге? Более чем вероятно, что вскоре о кулинарных рецептах, европейских выставках, о новостях IT–технологий, о российских протестах против мусорных свалок или против махинаций при выборах наши люди будут узнавать исключительно от «иностранных агентов». Информационное пространство Рунета заполонят «иноагенты». Наверняка, в Сети появится плакат по известным мотивам: «А ты записался в иностранные агенты?» (уже появился - прим. ред) Картина российского бытия станет фантасмагорической. Но, с другой стороны, она и так вполне удивительная.
Если Россию посетит инопланетянин, что он потом расскажет своим собратьям?
«Там порядки такие, - поведает он. – Некоммерческая общественная организация, которая разоблачает коррупцию – иностранный агент. А богачи, которые выводят из страны миллиарды рублей в офшорные зоны за границей – патриоты!»
Так что ничего особо страшного. Уж точно не страшнее заявления Сергея Прокопьева - главы администрации Олонецкого района Карелии. На заседании депутатской комиссии, услышав жалобы, что не работает дренажная система и общественная баня, он сказал: «Социальные паразиты… Была бы лицензия, четверых бы пристрелил, остальные успокоятся».И ничуть не страшнее запрета детского спектакля по мотивам сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Его исключили из программы московского фестиваля за упоминание о реновации.
Решения о запретах легко принимаются и легко выполняются. Сыплются, как… тут сразу напрашивается привычный фразеологизм: «Как из рога изобилия». Но изобилие – это богатство, достаток, благоденствие. Поэтому возникает почти демагогический, но естественный вопрос: «А как у власти с решениями о повышении благосостояния народа, об изобилии?»
Сразу отвечу: «Хорошо». Но об этом – в следующей статье.