Рус
Eng

Профессор Бузгалин: «Сегрегация в образовании замкнула россиян в гетто отсталости»

Профессор Бузгалин: «Сегрегация в образовании замкнула россиян в гетто отсталости»

Профессор Бузгалин: «Сегрегация в образовании замкнула россиян в гетто отсталости»
Аналитика

12 августа, 00:00
Фото: youtube.com
Экономист, профессор Московской финансово-юридической академии (МФЮА) Александр Бузгалин в программе «Открытая студия» в ютубе рассказал о главных проблемах высшего образования в России и отказе от Болонской системы.

По мнению Александра Бузгалина, сегодня образование становится привилегией богатых людей, цены на обучение в высших учебных заведениях никак не сопоставимы со средней зарплатой по стране, бюджетных мест в вузах не хватает, тотальная коммерциализация и бюрократизация учебного процесса лишает преподавателей возможности работать на должном уровне.

Полного отказа от Болонской системы высшего образования в России не произойдёт, многие факультеты перейдут с «бакалавриата» на «специалитет», то есть вместо четырёх лет студенты будут учиться пять лет, что, безусловно, повысит уровень их подготовки:

«Прежде всего, следует понимать, что отказа от Болонской системы в России не происходит.

В лучшем случае, буде некоторая коррекция, дополнение Болонской системы и восстановление специалитета для университетов, институтов (сейчас институтов даже не осталось, наверное), факультетов с инженерными специальностями. Собственно, об этом идёт речь.

В принципе, Болонская система – это не только и не столько ситуация, когда четыре года учатся в бакалавриате и два года в магистратуре, сколько это унификация программ.

И если в области физики, где закон Ома един для всех и теория Эйнштейна, говорят, примерно, едина для всех, хотя существует много споров, то в области общественных наук, в области экономической теории, политологии – ситуация совершенно другая.

То же самое касается и истории. И здесь стандарт работает не в лучшую сторону.

Начиная с 1990-ых годов, мы пришли к выводу, что, неоклассика, микро- и макро-экономика с акцентом на том, что рынок решает все проблемы сам по себе, и ничего другого не нужно, - в этом ключе написан американский учебник, он стал стандартом.

Все программы построили под это, и мы так и учим всех и вся, на протяжении уже тридцати лет, что надо таргетировать инфляцию, обеспечить свободу предпринимательства, частную собственность, - и проблемы будут решены.

К сожалению, я лишь чуть-чуть утрирую, ситуация не самая лучшая. Она отчасти до сих пор касается философии, политологии, истории и так далее.

Поэтому, бакалавриат и магистратура - это только часть Болонской системы, а значительная проблема – это, прежде всего, проблема содержания, начинки.

И здесь возникает реальное противоречие. Если, скажем так, формальные капиталистические лидеры мира – США и те, кто следует их курсу в Западной Европе, Япония – идут по пути Болонского процесса, причём, жёстко нацеленного на решение прагматичных задач, то есть выпуск специалистов в соответствии с конъюнктурой рынка, у нас стоит выбор… Либо мы подстраиваемся под этот процесс, и тогда, да, у нас всё, как и у них, синхронизировано, и их специалисты могут приезжать к нам, если у нас будут лучше, а наши будут уезжать к ним, если лучше у них, либо…

Первый вариант, чтобы их лучшие специалисты приезжали к нам, встречается в порядке исключения, а вот отток наших кадров, самых разных, за рубеж - это довольно типичная ситуация, особенно в области современных высоких технологий, да и в области той же экономической науки.

Поэтому вот этот вопрос, вопрос содержания, является самым главным.

Что касается самой модели «4 + 2», бакалавриат плюс магистратура, то, да, во многих случаях это негативный процесс.

В нашей стране едва ли не треть студентов учится по таким профессиям, как менеджмент, экономика, финансы, юриспруденция и всё, что с этим связано.

То есть учатся на то, чтобы помогать бизнесменам делать деньги, если назвать вещи своими именами, ну и, может быть, немножко помогать государству, чтобы оно помогало бизнесменам делать деньги, вот на это нацелена система, к сожалению, это треть образования, треть студентов.

И тут встаёт вопрос – чего мы хотим? Хотим ли мы сделать недоученных бакалавров, которые будут технически работать в фирмах, и магистров, многие из которых уедут за рубеж, или мы хотим что-то другое?

Но надо помнить, что, к сожалению, или к счастью, хотя эпитеты тут неуместны, система образования - это всегда, по большому счёту, продукт господствующей социально-экономической и политической системы.

...Если мы возьмём средний ценник – а ценник применительно к образованию, это вообще кощунство – когда всё в деньгах измеряется, это трагедия для образования и любой сферы творчества.

Пусть стоимость образования будет 360 000 рублей, то есть по 30 000 в месяц. Вот давайте прикинем, средняя зарплата в стране чуть выше этой суммы.

Иными словами, практически всю зарплату половине граждан Российской Федерации надо отдать на то, чтобы ребёнок учился. А жить на что? Даже за квартиру не заплатишь. Не говоря о том, что за общежитие надо платить, стипендия символическая.

То есть реально цена образования – это запретительный барьер.

На репетиторов в Москве для подготовки в МГУ уходит примерно 600 000 – 700 000 рублей за цикл. Это самая скромная площадка для подготовки талантливого отличника, но из обычной школы.

То есть в России сложилась ситуация образовательной сегрегации.

Люди замкнуты в гетто отсталости, вырваться из которого практически невозможно. Нужно быть почти Ломоносовым, чтобы каким-то чудом вырваться из этого болота.

Между тем, России, как и любой стране, претендующей на развитие в современном мире, необходимо уже не 10 % талантливых людей, как это было 100 лет назад, а необходимо, чтобы большинство людей могли творчески работать, как инженер, как программист, врач, учитель, профессор, художник...»

Целиком интервью с Александром Бузгалиным можно послушать здесь.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter