Рус
Eng

Опыт США: кто и как получает там продовольственную помощь

Аналитика
Опыт США: кто и как получает там продовольственную помощь
Опыт США: кто и как получает там продовольственную помощь
12 августа 2021, 17:25
Если бы российские власти захотели бы помочь гражданам, которые находятся за чертой бедности, они могли бы использовать американскую модель

В России уже более 10 лет на правительственном уровне ведутся разговоры о продовольственных талонах для «официально бедных». В целом это затрагивает 13-14 млн. человек. Одно из препятствий для их внедрения – техническая сторона. По мнению экспертов канала Proeconomics здесь ничего придумывать не надо – можно просто взять и один в один скопировать американскую систему food stamp. Канал приводит главные тезисы из работы экономиста Бориса Фрумкина, в которых описана техническая сторона продовольственных талонов в США:

«Общее руководство национальной продовольственной политикой осуществляет Минсельхоз США через входящую в него федеральную Службу продовольствия и питания (FNS), сотрудничающую с органами власти на уровне штатов и локальных уровнях, а также с НГО/НКО федерального уровня (например, Ассоциацией школьного питания — SNA). В 2018 г. FNS управляла 15 программами, обслуживавшими 28% населения и обходившимися в $105 млрд. (Food availability and consumption). Основные принципы системы продовольственной помощи США:

- Сочетание собственно продовольственной помощи с разработкой и продвижением научно обоснованных рационов питания (в том числе включением здорового питания в образовательные программы).

- Адресный характер с акцентом на поддержку малообеспеченных граждан, детей всех возрастов и части пожилых людей. В 2018 г. такие программы охватывали 95 млн человек, поглощая 98% финансирования продовольственной государственной помощи.

- Обязательный учёт дифференциации доходов получателей. Право на помощь по SNAP (43% её бенефициаров — дети и свыше 13% — лица старше 60 лет) и на бесплатные школьные завтраки и обеды ограничено семьями с валовым доходом на члена семьи до 130% федеральной черты бедности.

- Преимущественно безналично-денежная форма оказания помощи — в виде выплат пособий конкретным получателям или компенсаций затрат школ на питание учеников.

- Ограничения по номенклатуре, способам и условиям получения помощи для обеспечения целевых параметров питания и стимулирования трудовой активности. Ежемесячные выплаты по SNAP переводятся на электронные дебетовые карты, по которым можно покупать продукты (кроме алкоголя, табака, лекарств) в 240 тыс. авторизованных магазинах по всей стране. Трудоспособные могут получать пособие только три месяца, если они не участвуют в программах трудоустройства и переподготовки SNAP.

- Социально-перераспределительный аспект — благодаря прогрессивному налогообложению налоги с 5% самых богатых американцев покрывают 60% расходов государственного бюджета на SNAP. Завтраки и обеды одинаковы для всех школьников, независимо от того, выдаются ли они бесплатно (72%), по сниженной (5%) или полной (23%) цене.

- Вспомогательная роль негосударственных структур в организации продовольственной помощи. В 2018 г. бюджет организации «Накормим Америку» (Feeding America) составил $2,9 млрд.

- Двойное назначение продовольственной помощи, фактически соединяющей функции государства по опеке потребителей и производителей продовольствия, прежде всего фермеров. Использование в программах американских продуктов (в том числе с акцентом на местные продукты) — основное средство поддержки отечественных аграриев, поглощающее 70% бюджета Министерства сельского хозяйства США.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter