Posted 12 мая 2021,, 09:25

Published 12 мая 2021,, 09:25

Modified 7 марта, 13:43

Updated 7 марта, 13:43

Оптимизированное здравоохранение не смогло выявить "казанского стрелка"

Оптимизированное здравоохранение не смогло выявить "казанского стрелка"

12 мая 2021, 09:25
Казанскому стрелку Галявиеву назначили психиатрическую экспертизу, чтобы проверить, отдавал ли он отчет своим действиям, когда устроил массовую бойню. Видео с первого допроса оставляет сомнения в его вменяемости. Сразу возник вопрос, как же психиатр подписала справку "психу" для получения разрешения на оружие.

В сообществе медиков объяснили, почему даже при наличии у будущего стрелка серьезных отклонений, врачи с трудом могли бы выявить психоз при осмотре и предупредить трагедию подобного рода.

В системе "оптимизированного российского здравоохранения" решить эту задачу еще сложнее.

Своим мнением поделилась врач-психотерапевт Светлана Осколкова:

"О трагедии в Казани.

Чуть ли не основной вопрос в комментах по этой теме - кто выдал парню разрешение? Куда психиатры смотрели - мол, он же явно ненормальный... Будем разбираться.

Во-первых, разрешение выдано три месяца назад. За три месяца можно сойти с ума и вылечиться. Во всяком случае острый психоз в такие сроки запросто может уложиться. Осмотр психиатр ведёт на момент выдачи справки, и если острой симптоматики нет, то ее и не увидят.

Во-вторых. Времени на осмотр дано по протоколу минут двадцать-тридцать, в реальности - пять. Можно и больше, но тогда процедура получения справок с участием психиатра затянется на годы. Помню дни, когда на м/о в день обращались до трехсот человек. На каждого должно быть выделено тридцать минут. Считаем. Триста на тридцать - это девять тысяч минут. Столько должен врач потратить на медосмотр всех граждан, обратившихся за день. Девять тысяч минут - это 150 часов рабочего времени. Рабочий день врача на медосмотре восемь с половиной часов, т.е. на осмотр трехсот человек при девятичасовом рабочем дне уйдет более шести рабочих дней, т.е. более недели. ИНыми словами, всех тех, что я осмотрела за день, надо было бы неделю смотреть. По предварительной очереди, что составляется года за три до. Выводы делайте сами. Или качество и очередь на годы, или очень поверхностный осмотр, но все со справками.

В-третьих. Что нам даёт осмотр? Да ничего особо не дает. Показывает состояние человека именно в те минуты, в которые он проходит обследование, сидит перед врачом. Всё! И это не даёт никаких гарантий никому. Именно в психиатрии бывает так, что с утра человек ещё ничего, а к вечеру уже совсем болен. Тут гораздо важнее, почему изменения в душевном и психическом состоянии не заметили его родные и одногруппники по учебе, педагоги в вузе, соседи, подписчики в соцсетях? Но это же никого не интересует.

В-четвёртых, попробуйте побыть на месте врача. Вы осматриваете парня лет девятнадцати на предмет получения допуска на оружие. По закону РФ, с 18 лет ему можно оружие приобретать. Допустим, данных по базе психиатрии на него нет. Это значит, что он не был у психиатров в течение года и на динамическом диспансерном учёте с хроническим психическим заболеванием не состоит, то есть стационарно не лечился, на амбулаторный прием не вызывался, диагноз сотрудниками кафедры психиатрии не подтверждался. Информация, заносимая в справки по форме, не из головы врачей берется, все это регламентировано федеральными законами. И правами человека, если что.

Все же любят ругать и поносить советскую систему наблюдения за психически больными людьми, все пеняют на ее карательный характер - вот. Теперь права человека, в том числе психически больных людей - на первом месте, и такие случаи, как стрельба в Казани, снова возвращают к дискуссиям - тоталитаризм или безопасность относительна. Гипердиагностика, жесткое наблюдение за каждым сомнительным гражданином, годы ненужного лечения и таблеток, невозможность сняться с учета, даже если выздоровел. Так было раньше. Истории болезни и карты хранились десятилетиями, сейчас документы хранятся год. Если человек не появляется, не лечится, они должны уничтожаться, и старые персональные медицинские данные использовать после этого нельзя

Идём дальше. Парень учится в вузе, выглядит аккуратно и своих идей на приеме не высказывает. Мало ли кто кого ненавидит, как вы узнаете об этом, если вы врач, и видите человека максимум пять-десять минут? Ну, не нравится он вам, и что? Это ваше субъективное мнение, чаще всего - неверное. Отказать в справке на основании личной антипатии - тоже противозаконно. Отказывать надо обоснованно, иначе получивший отказ пойдет в суд, и вам сделают "а-та-та".

Можно, конечно, отправить на дополнительное обследование. Характеристика, тестирование у клинического психолога, невролога, лабораторные тесты. По результатам проводится врачебная комиссия в составе трёх врачей психиатров. Такая процедура занимает до трёх месяцев, и это всегда конфликт с угрозами суда. Угрозы, оскорбления в адрес врачей. Все же считают себя здоровыми, даже если потом идут и устраивают расстрел в своей бывшей школе.

Но правда в том, что даже и с подробным обследованием (врачебной комиссией) можно ошибиться и пропустить того, кого пропускать не следовало.

Удивлены? Такова реальность. Ещё раз, или жёсткая система наблюдения и нарушения прав человека или такие вот трагедии.

И еще. У самого человека выбор есть всегда. Даже у человека с расстройствами. Всегда. У самого измученного проблемами и ненавистью к окружающим есть выбор не идти на преступление. Это тяжёлый личный выбор. Жертва буллинга далеко не всегда идёт расстреливать своих обидчиков. Куда чаще они всё же идут к родне, друзьям, к психологам. И тут ближайшее окружение куда важнее, нежели беглый осмотр психиатра трехмесячной давности.

"