Posted 12 марта 2020,, 09:23

Published 12 марта 2020,, 09:23

Modified 7 марта, 14:55

Updated 7 марта, 14:55

Александр Ивахник: «Обнулили, а дальше-то что?»

Александр Ивахник: «Обнулили, а дальше-то что?»

12 марта 2020, 09:23
Опрокидыванием шахматной доски Кремль разрешает свои сиюминутные, тактические сомнения, но создает гораздо более фундаментальные, долговременные проблемы

Политолог Александр Ивахник оценил в своем канале перспективы решения Путина оставаться на своем посту и после 2024 года:

«Люди не любят, когда их держат за идиотов. И в этом главный просчет прямолинейного хода с «обнулением сроков». Возможно, в Кремле сейчас торжествуют: как легко и просто опрокинули все эти спекулятивные построения с транзитом, трансфером и прочими переездами. Никто никуда не едет. «Всё будет по-старому», как говорилось в давнишнем фильме Никиты Михалкова, когда он еще был режиссером. И да, можно не сомневаться, что ручной Конституционный суд признает законность этой идеи, а на полностью подконтрольной власти процедуре всенародного голосования мутный бульон поправок будет проглочен большинством.

Ну а дальше что? Уходящее поколение, наверное, действительно хочет уйти при Путине. Но для активных поколений, причем не только для сидящей в интернете молодежи мегаполисов, перспектива «Путин навсегда» перечеркивает надежды на позитивную динамику развития страны, на выход из тугого клубка стагнации и самоизоляции. Учитывая же, что на горизонте серьезные экономические неурядицы и дальнейшее снижение уровня жизни, можно не сомневаться, что к 2024 году и так уже сильно опустившийся рейтинг Путина просядет еще сильнее.

На выборах 2024 года власть, скорее всего, сможет обеспечить победу действующего президента, до предела сузив предвыборный фильтр и во всю мощь задействовав административный ресурс. Но той легитимности, которую получал Путин в нулевых и даже в десятых годах, у него уже не будет. А это неизбежно будет стимулировать брожения в элитах и резко затруднит, если не заблокирует функции медиатора внутриэлитных конфликтов и клановых разборок.

Столь же неизбежно снизится внешнеполитический статус президента Путина. Во-первых, его будут подрывать параллели с десятилетиями находившимися у власти африканскими правителями, финал которых всё чаще становится печален. Во-вторых, к тому времени уйдут влиятельные западные лидеры, так или иначе вовлеченные с Путиным в геополитическую игру. В 2021 году закончится политическая карьера Ангелы Меркель, а все возможные ее преемники относятся к международной активности России существенно жестче. В 2024 году привычный Трамп почти наверняка уступит Белый дом кандидату от демократов, и новый президент в лучшем случае будет игнорировать Россию, а в худшем – пытаться возродить евроатлантическую солидарность на антироссийской основе. У Макрона серьезные внутриполитические трудности, и даже если он победит на выборах 2022 года, то уже не так убедительно, как в первый раз, и соответственно его международная роль снизится. Останется один Си Цзиньпин, но после коронавируса отношение к Китаю и его лидеру станет в мире вообще и в России, в частности, более настороженным.

Таким образом, опрокидыванием 9 марта шахматной доски Кремль разрешает свои сиюминутные, тактические сомнения, но создает гораздо более фундаментальные, долговременные проблемы. И не видится ни одного способа, как эти проблемы нивелировать...»

"