Posted 11 декабря 2019,, 15:44

Published 11 декабря 2019,, 15:44

Modified 7 марта, 15:32

Updated 7 марта, 15:32

От частного - к общему: что нового в работе Совета по правам человека

От частного - к общему: что нового в работе Совета по правам человека

11 декабря 2019, 15:44
Вчера Президент России Владимир Путин провел во вторник заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), который прошел в обновленном составе. "Новые Известия" вместе с экспертами разбирались, что нового появилось в работе этого органа.

Сергей Викторов

Основные темами заседания стали, в частности, защита судей и силовиков от запугивания, а также презумпция невиновности.

Президент согласился с правозащитниками, что чиновники должны нести ответственность за оскорбления граждан, и призвал "продумать детали и посоветоваться с экспертами".

Как сообщает ТАСС, на заседании СПЧ также шла речь об организациях-иноагентах. Президент подчеркнул, что "соответствующие решения по этим организациям принимались не для того, чтобы их запретить, а для того, чтобы сделать их работу прозрачной".

По мнению президента РФ, работу СПЧ "надо сделать, безусловно, предельно открытой, поддерживать широкие контакты со средствами массовой информации". "Люди, безусловно, должны знать, чем занимается наш Совет, какие вопросы поднимает, как взаимодействует с органами власти, со структурами гражданского общества и, что важно, каких результатов удается добиться", - сказал Путин. "Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы граждане доверяли институтам, которые специально созданы для эффективного отстаивания их прав и развития гражданского общества", - добавил он.

Кроме того, по мнению президента РФ, Совет должен уделять особое внимание теме развития гражданского общества. Путин выразил надежду, что новый глава СПЧ Валерий Фадеев "сделает для этого все необходимое в организационном и содержательном плане, в том числе опираясь на лучшие практики Общественной палаты".

Глава государства напомнил, что 10 декабря в Москве состоялось открытие Дома прав человека, на которое собрались уполномоченные по защите прав граждан из всех регионов России. "Я уверен, что их работа нуждается в постоянной поддержке, потому что они работают прямо на местах. Защита законных интересов людей, с которыми они живут бок о бок, - это чрезвычайно важная вещь, и она может быть очень эффективной", - добавил Путин.

Президент сообщил также, что принял решение приравнять статус Государственных премий РФ за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и в области благотворительности к статусу других Госпремий РФ. Путин отметил, что правозащитная и благотворительная деятельность имеет огромное значение для российского общества.

Во вторник был опубликован указ о присуждении Госпремий в области благотворительности и правозащитной деятельности за 2019 год народному артисту РФ Константину Хабенскому и председателю совета Союза семей военнослужащих России Марии Большаковой. Президент отметил, что Большакова является одним из самых опытных членов СПЧ "и вместе с единомышленниками всемерно поддерживает родственников военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга". Учрежденный Хабенским фонд, продолжил Путин, помогает детям с тяжелыми заболеваниями мозга, участвует в работе по повышению квалификации врачей, поставкам оборудования в клиники и так далее. "Знаки лауреатам будут вручены 12 июня", - сказал глава государства.

На заседании зашла речь о том, что в России якобы отсутствует презумпция невиновности. Путин не согласился с поставившим таким образом вопрос первым вице-президентом Адвокатской палаты Москвы Генри Резником. "По поводу отсутствия презумпции невиновности я часто слышу от своих друзей-адвокатов, но эта позиция адвокатского сообщества, и я согласен, что, наверное, такое бывает. Но сказать, что у нас отсутствует презумпция невиновности, сложно, это все-таки крайняя позиция", - заявил глава государства.

Он также прокомментировал предложение адвоката вернуть в подсудность судов присяжных дела в отношении педофилов и чиновников. Президент согласился, что это нужно сделать.

Вместе с тем Путин отметил недопустимость влияния на суд и запугивания судей, в том числе через СМИ. "Особенно уж нельзя влиять, запугивая представителей правоохранительных органов и судов, а такое у нас тоже, к сожалению, имеет место", - сказал президент, напомнив о случаях, "когда в соцсетях размещается информация о том, что надо выявлять места жительства судей, их родственников и готовить против них террористический акт".

В ходе заседания прозвучало предложение ввести для чиновников ответственность за оскорбления граждан. Член СПЧ Кирилл Кабанов отметил, что в РФ подготовлен законопроект об оскорблении чести и достоинства полицейского. "Но у нас раздражителем в обществе является оскорбление чести и достоинства гражданина, - подчеркнул он. - Не только со стороны силовиков, но посмотрите сколько в интернет выбрасывается по чиновникам". "Давайте подумаем и реально выступим с законодательной инициативой, [поправками] в закон о государственной службе, о полиции, что основанием для увольнения <…> является оскорбление чести и достоинства гражданина", - предложил Кабанов.

Президент согласился с ним, отметив, что "надо продумать детали, посоветоваться с такими экспертами, как Генри Резник". "Если человек пришел на работу в органы власти, да еще хамит и людей оскорбляет, то ему там не место. Я с этим полностью согласен. А как это отрегулировать в нормативной базе, давайте подумаем", - добавил Путин, напомнив, что Уголовный кодекс РФ содержит статьи за оскорбление, и предложив "посмотреть практику применения".

Позднее Кабанов сообщил ТАСС, что президент дал поручение проработать этот вопрос. "В ближайшее время, как только выйдет поручение, мы это сделаем", - сказал он. В свою очередь председатель экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков поддержал данную инициативу. "Чиновник должен понимать, что он представляет государство или ведомство, он получает зарплату из налогов граждан. Более того, предлагаю выговор или увольнение так и формулировать - за оскорбление граждан. И делать об этом запись в трудовой книжке, чтобы это видел и следующий работодатель. Должен быть реально работающий и обязательный для всех федеральный кодекс этики государственных и муниципальных служащих", - сказал он.

Правозащитники в ходе заседания СПЧ подняли вопрос о якобы имеющем место "произволе" в отношении организации "За права человека" правозащитника Льва Пономарева. Президент РФ пообещал лично ознакомиться с делом Пономарева, хотя усомнился, что его деятельность направлена только на защиту прав человека. "Я могу что-то перепутать, но, по-моему, я не путаю <...> он [Пономарев] несмотря на все это [примененные административные меры], получал даже президентские гранты, он пользуется помещением в Москве, за которое платит правительство Москвы, не платит за коммунальные услуги, за электричество и так далее", - констатировал Путин. "Мы все это как бы так стараемся не трогать, чтобы не мешать его работе", - заметил президент.

"Я посмотрю, что там касается организации, которую возглавляет господин Пономарев, но если мне память не изменяет, ему никто до сих пор не мешал особенно работать, хотя его позиции по некоторым вопросам далеки от правозащитной деятельности, насколько себе представляю", - отметил глава государства. В качестве примера он привел тот факт, что Пономарев "солидаризировался с позицией правительства США по Крыму, он вел переговоры с японцами по поводу оказания им содействия по передаче островов Курильской гряды". "Он что, международник, что ли? Это что, правозащитная деятельность?" - задался вопросами Путин.

Говоря об организациях-иноагентах, президент вновь обратил внимание на то, что "соответствующие решения по этим организациям принимались не для того, чтобы их запретить, а для того, чтобы сделать их работу прозрачной". "Даже эти организации принимают участие в конкурсах на получение президентских грантов и получают их", - сказал Путин.

Президент РФ и правозащитники обсудили в ходе заседания еще одно резонансное дело - организации "Новое величие". "Я еще раз попрошу прокуратуру за этим внимательно следить, тем более, что вы говорите, что дело разваливается, - сказал Путин, обращаясь к члену СПЧ Николаю Сванидзе. - Но раз разваливается, дай бог, чтобы суд разобрался с этим глубоко и по существу".

Глава государства рассказал, что по итогам первой проверки в отношении этого дела, ему был предоставлен доклад прокуратуры, в котором сообщается, что целью "Нового величия" было указано свержение действующей власти неконституционным путем с применением насилия. Для этого, по словам Путина, участники организации "проводили сборы, проводили различные мероприятия, готовились к боевым действиям".

"Как они сами писали в своих документах, готовились, в том числе, к проведению терактов", - отметил президент. Также прокуратура выявила наличие холодного и нарезного оружия, гранат и т. д. "Это же серьезные вещи", - подчеркнул он. Комментируя реплику Сванидзе, что за этим всем стояли не члены организации, а внедренный провокатор, Путин заметил: "Он может и агент, я этого не знаю, но они же этим занимались". Президент высказал мнение, что если бы членам организации не понравилась деятельность такого провокатора, они просто бы "взяли да ушли".

В свою очередь опрошенные "НИ" эксперты и политологи заметили разницу между тем, как проходили заседания СПЧ раньше и что изменилось сейчас.

Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций АПЭК:

- Деятельность специальной правозащитной структуры при президенте, конечно, будет эффективнее, если обсуждать в ходе заседаний не частные вопросы, а системные проблемы. В этом смысле обновлённый состав СПЧ во главе с новым председателем Валерием Фадеевым делает неплохую заявку на эффективность.

Алексей Мартынов, директор Института новейших государств:

- Состав СПЧ качественно был изменён не так давно, и те вопросы, которые поднимали члены Президентского совета перед президентом, принципиально отличаются от того, что мы видели раньше: от частных, отдельных случаев, которые не редко были откровенно лоббистскими, перешли к системным вопросам, действительно волнующим всё общество. Это внушает оптимизм.Мне вообще кажется, что полное название президентского совета, первая часть которого прошлым созывом была выведена за кадр, оставляя только три буквы «СПЧ», то есть, Совет по правам человека, а важная смысловая нагрузка – «развитие гражданского общества» упускалась. Новый состав явно нацелен на то, чтобы реализовывать свои функциональные задачи, способствовать, в первую очередь, развитию гражданского общества. Хочу отметить, что, несмотря на то, что президент только в семь утра вернулся в Москву после продолжительных и сложных переговоров в Париже на встрече «Нормандской четвёрки», он три часа проводил совет, выслушал каждого, принимал участие в дискуссии. Наш президент в прекрасной форма.

Олег Матвейчев, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:

- Я увидел, что заседание прошло нормально и конструктивно. Никаких скандалов и сюрпризов не было, все, кто хотел задать вопросы их задали. Прозвучало самое важное – предложение об амнистии. Оно было конструктивно поддержано. Все те опасения, что всё будет развалено, СПЧ превратится чуть ли не в жандармерию и второе КГБ никак не оправдалось. СПЧ занимается правозащитными проблемами и конструктивно ставит вопросы. Алармизм, который нагнетался, себя не оправдал. Во время заседания говорилось, безусловно, и о конкретных людях и их проблемах. Но я наблюдаю системный подход, потому что Фадеев сам по себе человек системный. Он не человек эмоций, а как эксперт работал с большими данными и старается видеть тенденции и искать решения на всех уровнях. Поэтому этот подход мы не только увидели, он и дальше будет превалировать и развиваться, что, конечно, повысит эффективность работы СПЧ.

Пётр Кирьян, руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем:

- Хороший знак, что, несмотря на изменение состава СПЧ, поднимаются резонансные вопросы. Насколько мы помним главу государства, он редко на месте даёт ответ, но какие-то резонансные вопросы становятся заново на карандаш. Если по сути, то обращает внимание длительность заседания, где поднимались совершенно разный спектр тем. Да, были вопросы про московские протесты, про правоохранительные органы, резонансные уголовные дела, но одновременно явно нарастает составляющая по защите прав не в политической, а в социальной сфере: право граждан на помощь, на внимательное отношение чиновников. Наверное, это станет modus operandi на ближайшие несколько лет. При всей важности политических и гражданских прав, СПЧ занимается ещё и повесткой в части социальных прав и обычных прав граждан, на которые они имеют право не столько в политике, сколько в здравоохранении, поддержке детей или решении проблем инвалидов. Если мы оставим за скобками три – четыре сложных резонансных вопроса, то мы увидим, что вчерашнее совещание было посвящено этой проблематике. Вопросы ЖКХ, сохранение различных льгот стоят на первом месте по числу обращений со стороны граждан.

Дмитрий Гусев, руководитель Bakster Group, политолог:

- Чем отличается вчерашнее заседание СПЧ от предыдущих? Во-первых, оно менее политизировано. Если раньше пытались решать конкретные кейсы, то теперь обсуждаются системные вещи, которые волнуют всех. Если чья-та беда, она важна, но волнует конкретного человека или несколько человек, то вчера осуждались структурные вещи. Много разных тем обсудили. Комиссии создали. Основные темы были психоневрологические учреждения, судебная система, здравоохранение. Это основное. Такой подход более прагматичен, более системный. Это только начало нового. Новое руководство, новый состав Совета...

"