Posted 11 августа 2021,, 12:49

Published 11 августа 2021,, 12:49

Modified 7 марта, 13:39

Updated 7 марта, 13:39

Померла так померла: по исчезающей деревне плачут  только городские интеллигенты

Померла так померла: по исчезающей деревне плачут только городские интеллигенты

11 августа 2021, 12:49
Феномен управленческого мастерства или феномен формализма и очковтирательства: новая программа развития села с общим объемом финансирования в 1,255 триллиона (!) рассчитана при том с точностью до 1 500 рублей.

Сергей Баймухаметов

Она условно «новая», потому что представляет собой «отредактированную» Программу комплексного развития сельских территорий на 2020 – 2025 годы, принятую в 2019 году.

Правительственная «Российская газета» тогда писала: «Селу обеспечат рывок… Президент России Владимир Путин утвердил увесистый перечень поручений. Их реализация кардинально изменит качество жизни селян. На развитие сельских территорий направят 2,3 триллиона рублей».

Если точнее, 2,288 триллиона. Но когда счет идет на триллионы и сотни миллиардов, «мелочиться» не принято, цифры округляются.

Отметим: в постановлении правительства об утверждении Программы от 31 мая 2019 года черным по белому было написано: «Без изменений общего объема ее финансирования».

Однако потом началось что-то непонятное.

Через полгода, 29 января 2020 года, Минсельхоз выдвинул проект УВЕЛИЧЕНИЯ финансирования до 3 триллионов. То есть сразу – на 712 миллиардов.

А через две недели – наоборот. Новый проект предполагал уже СОКРАЩЕНИЕ финансирования. Аж на 1 триллион 33 миллиарда 352 миллиона. Больше, чем в два раза!

В итоге старую новую Программу недавно утвердили с сокращенным общим объемом финансирования - 1 254 648 001,5 тысячи рублей.

Фантастическая скрупулезность расчета. Не могут не умилять (или восхищать?) эти полторы тысячи рублей. После миллиардов и миллионов – полторы тысячи рубликов. Два с половиной килограмма молдавской черешни в магазине.

А что было до того? Был Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» на 2006 -2008 годы.

Потом его преобразовали в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы с общим объемом финансирования 1,407 триллиона.

Затем была Программа на 2013-2020 годы – 1,5 триллиона.

И каковы результаты за 15 лет действия грандиозных на бумаге планов? (Историческая справка специально для молодых современников: через 15 лет после опустошительной Второй мировой войны в СССР было восстановлено разрушенное хозяйство, запущен первый в мире искусственный спутник Земли и совершен запуск на орбиту Земли первого в мире космического корабля с человеком на борту.)

К 2013 году количество школ на селе, по сравнению с 2000 годом, уменьшилось в 1,7 раза, больничных организаций – в 4 раза, амбулаторно-поликлинических учреждений – в 2,7 раза.

Из выступления председателя аграрного комитета Государственной думы Владимира Кашина, 2017 год:

«Среднее расстояние до фельдшерского-акушерского пункта на селе составляет 80 километров. Сколько нужно проехать, чтобы получить первую помощь? А если инфаркт? А если что-то другое? За последние 20 лет с лица земли исчезли 34 000 деревень. Еще в 10000 деревень сегодня меньше 8 жителей. Если говорить о газификации, 95 000 деревень ее не имеют. Если говорить о качественном водоснабжении, то это только 5%. Люди не видят перспектив жить в деревне. Работы нет, инфраструктура отсталая. 30 000 деревень не имеют дорог с твердым покрытием. Чуть-чуть развезло – пожарная машина с трудом проезжает, не говоря уже об автобусном сообщении».

С тех пор прошло еще четыре года. Специалисты Центра экономических и политических реформ предрекают к 2033-36 годам окончательное умирание российской деревни.

В конце 2020 года правительство установило новые признаки неиспользуемых земель. В докладе говорилось, что общая площадь земель сельхозназначения - пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники, внутрихозяйственные дороги, коммуникации, мелиоративные защитные лесные насаждения, водные объекты, площади под зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки продукции - 382,5 миллиона гектаров. В том числе сельхозугодий – 197,7 миллиона гектаров.

Не используется - 76,3 миллиона гектаров. Это полторы территории Франции.

Кто получал и получит триллионы, выделяемые на «развитие села»? Общеизвестно - так называемые агрохолдинги. Это большие компании, аффилированные с властью, с чиновничеством. По данным Счетной палаты, фермерам достается лишь 2% государственных субсидий.

Здесь речь – о субсидиях прежде всего для производства сельхозпродукции. Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) дают 13% общего объема. Еще 35% - личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Остальное - все, что продается в городских магазинах - обеспечивают импортеры и агрохолдинги. С их уже налаженной системой от поля и скотного двора – до прилавка.

Ни КФХ, ни, тем более, ЛПХ не будут заниматься «обустройством сельских территорий». Каждому хозяину, дай бог, свое дело сохранить и свою усадьбу обиходить.

Значит, эта экономическая и социальная задача в той или иной степени возлагается на агрохолдинги. Начиная с трудовой занятости населения. Тут две стороны. У нас ведь безработица каким-то образом сочетается с нехваткой рабочих рук. Сельские жители, разумеется, нуждаются в зарплате. Крупные сельхозпредприятия – в доярках, механизаторах. Кто работает и будет работать в этих агрохолдингах при их дальнейшем развитии? Гастарбайтеры из бывших республик СССР? Полтора месяца назад Минсельхоз планировал завозить рабочих-мигрантов чартерными поездами – на уборку урожая. Но сезонные кампании заканчиваются, а сельское производство остается. Пять месяцев назад депутат Госдумы Владимир Жириновский предлагал: «Дадим им жилье в пустующих деревнях России, пусть там живут. Они же хорошие земледельцы. А у нас сколько пустующих земель с готовыми домами?»

Понятны объявления в Москве: «Приглашаем на работу дворников, кровельщиков, рабочих комплексной уборки. Бесплатное проживание, бесплатная спецодежда, бесплатная регистрация».

Такие же объявления - уже и на деревенских просторах интернета. Например, в деревню Большая Драгунская, Орловская область, приглашаются доярки: «Обеспечим жильем, можно проживать со своей семьей».

В Кунгурском районе Пермского края дояркам обещают: «Обеспечение жильем, медицинское обеспечение, условия для детей».

В деревню Кочетовку, Тамбовская область, зовут трактористов-механизаторов: «Полный соц. пакет, предоставление жилья - дом со всеми удобствами на постоянное (! – С.Б.) место жительства, семья приветствуется!»

Благоустроенная квартира в деревне! Приглашаются и мигранты из Центральной Азии, и местные, живущие в поселениях, отдаленных от сельхозпредприятия.

То есть речь о концентрации сельского населения вокруг производственных структур.

Было и есть два пути. Первый - производственные мощности направляются в населенные пункты и там создаются отдельные бригады, фермы, школы, медпункты, клубы. Второй - население концентрируют вокруг крупных животноводческих комплексов и машинно-тракторных парков, в больших селах с соответственной социальной инфраструктурой. В СССР до 70-х годов действовали оба варианта. Потом малые деревни объявили «неперспективными», что вызвало волну общественного тихого протеста - в основном, в художественной литературе и, в дозволенных пределах, в публицистике. Но жизнь была неумолима - молодежь покидала село. Несмотря на постановления власти и всесоюзные государственно-пропагандистские кампании: «Где родился – там и пригодился».

Эксперты из Института экономических и политических исследований, анализируя проект Программы, в 2019 году предупреждали: «Новая политика может оказаться ориентированной на инициативы крупного бизнеса. А он предсказуемым образом будет выступать с предложениями по строительству агрогородков и их обустройству за счет госпрограммы».

То есть крупный агробизнес не будет обустраивать (он их и раньше не обустраивал) маленькие деревни? И вообще – не принимает их в расчет?

А надо ли пытаться их сохранить, тратить силы и деньги напрасно? Большой сельхозбизнес на современном этапе прагматично прав? Все остальное – лирика, плач интеллигенции по «русской деревне»? Как в советские времена острили: все мы вышли из народа – но почему-то никто не хочет в него возвращаться…

Давно уж пора говорить иначе и всерьез: все мы вышли из народа, из деревни – кто будет отдавать им долги?

Сельский люд хочет трудиться и жить в современных цивилизованных условиях. Скоро уйдет ныне еще работающее старшее поколение, с детства привычное к печному отоплению и дощатым сортирам на морозе – и никого уже в деревню силой не загонишь. Только благоустроенное жилье, в большом селе, агрогородке, с социально-культурной инфраструктурой.

Возможно, когда-нибудь и мы придем к уютным малым деревням, семейным фермам среди живописных рощ и полей – полностью, абсолютно благоустроенным по меркам современной цивилизации, созданным по воле и желанию частных лиц, хозяев своей земли, своей жизни и судьбы. С мгновенным доступом в любую точку района или области по современным автодорогам. Пока же – неприглядная реальность.

Есть ли у составителей Программ общие представления, мысли о философии развития села в современном российском мире, о стратегии? Или переписываем из документа в документ одно и то же, выделяем триллионы, не знаем (или знаем?), куда они уходят, а в итоге все то же – разруха и запустение.

Вопросов много. Что ответят на них, и могут ли, в принципе, ответить на них наши умы из правительства, которые Программу в 1,255 триллиона рассчитали с точностью до 1 500 рублей?

"