Posted 11 июня 2021, 11:41
Published 11 июня 2021, 11:41
Modified 7 марта, 13:46
Updated 7 марта, 13:46
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Десяток яиц за 85 рублей, килограмм мороженного минтая за 190, гречка по 100 рублей за 800 грамм, свекла по 100 рублей за килограмм – по таким ценам покупают продукты жители Новой Москвы. На гигантском оптовом рынке, где все дешевле, полгода назад картошку продавали по 35 рублей, сейчас – по 80. Свежую кефаль в январе можно было купить по 200 рублей за килограмм, в мае цена подскочила уже вдвое.
Согласно Росстату, цены на продовольствие за год выросли на десятки процентов. Мясо и курятина стоят теперь в среднем по стране на почти 11% больше, подсолнечное масло – на 27,94%, сахар – на 41,54%. Только за май продовольственные товары подорожали на 1,04%. По итогам мая, индекс потребительских цен вырос на 6,02%, продовольственная корзина стала дороже на 8,07%.
Эксперты говорят, что есть несколько факторов, влияющих на рост инфляции. Цены на агросырье и продовольствие растут на мировом рынке. По данным ФАО, с начала года они выросли на 40%. Второй фактор – внутренний. Из-за пандемии произошел скачок отложенного потребительского спроса. И хотя его пик Россия прошла, отложенный спрос существенно разгонял внутренние цены, говорит ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников:
- Шоки предложения, когда возникали дефициты сырья, материалов, комплектующих, когда экономика не работала, в итоге у нас возник гораздо более тяжёлый случай – отпускные цены производителей. За 4 месяца они выросли на 27,6% (январь – апрель 2021 года). Это рано или поздно перекладываются на потребителя.
Эксперты предсказывают, что летние месяцы будут сложными. Продовольственную инфляцию подстегивает сезонный фактор, ведь нового урожая пока нет, поэтому цены на овощи и фрукты будут расти. Сейчас на прилавках либо импортные товары, либо запасы, либо дорогие тепличные помидоры-огурцы, которые подорожали еще больше из-за подскочивших цен на электроэнергию.
Повторяется ситуация с зерном прошлого года, когда большие объемы ушли на экспорт, а внутренняя цена выросла. То же самое происходило и с сахаром, и с подсолнечным маслом.
- В сентябре, если будет необходимость, будут идти на товарные интервенции, формировать запас. Решают проблему и года в целом, и переходящих запасов. Будут делать и другие запасы, например, подсолнечного масла. Сейчас не очевидны итоги нового урожая, - говорит экономист Масленников.
Беспокойство вызывают не только растущие цены на продукты питания, но и разворачивающаяся непродовольственная инфляция. Экономисты предупреждают, что более опасен устойчивый инфляционный тренд в непродовольственном секторе. Если цены на продукты могут колебаться в зависимости от сезона, здесь рост цен наблюдается в течение полутора лет. Научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Николай Кондрашов считает, что Центробанк недостаточно активно вмешивается в ситуацию:
- Это означает, что ЦБ упустил момент повышения ключевой ставки, сделал это поздно и очень слабо. У нас нейтральная, если не мягкая политика. Нам надо зажимать инфляцию. Для этого денежно-кредитная политика должна быть умеренно жёсткой. А она скорее мягкая.
За последние полгода потребительский спрос начал сильно расти. Было очевидно, что будет отскок. К тому же внешние границы по-прежнему закрыты. Денежным властям надо было значительно раньше ужесточать кредитно-денежную политику, критикует Кондрашов.
На фоне активной выдачи льготной ипотеки рынок стройматериалов растет весь год. Рост составляет свыше 16% к маю 2020 года. Дорожает все – от бензина до лекарств.
Сейчас инфляция затронула рынок госуслуг. Тарифы ЖКХ уже выросли на 4,03% за год, транспорт подорожал на 3,12%.
Активная раздача кредитов банками только подстегивает инфляцию. С января этого года население получило кредитов на 3 триллиона рублей. Без вмешательства Центробанка ситуацию решить только рыночными методами уже нельзя. Скорее всего, регулятор повысит ключевую ставку до 5,5% годовых, заявил finanz.ru старший стратег по долговому рынку SberCIB Игорь Рапохин.
- Скорее всего, ситуация выйдет на определённое плато, может быть по июнь прибавит, в годовом выражении будет 6,2%, но дальше будет держаться в интервале 5,8% - 6,2% до сентября. Потом начнётся разворот вниз. По году в целом – около 5% годовая инфляция гарантирована. Это укладывается в середину прогнозного интервала Центрального Банка – 4,7% - 5,2%. Только оптимисты из Минэкономразвития всем рассказывали, что будет 4,3%, и ничего страшного, но в июне и они уже анонсировали, что будут пересматривать прогноз. Андрей Белоусов уже свою версию выдал – инфляция в интервале 4,5% - 5%, - полагает Никита Масленников.
Если инфляция будет выше коридора, заданного ЦБ, более жестких мер не избежать.