Posted 11 января 2021, 13:19

Published 11 января 2021, 13:19

Modified 7 марта, 14:26

Updated 7 марта, 14:26

Уроки Сирии: эксперты усомнились в точности авиаударов

11 января 2021, 13:19
Сюжет
Авиация
Неумелые действия командования Воздушно-космических сил России, а также их неудовлетворительная техническая оснащенность вызывали огромные потери среди мирного населения Сирии

Неутешительные итоги модернизации и реформирования ВВС, к которой Россия приступила после откровенно плохих результатов, показанных во время российско-грузинского конфликта, когда им противостоял заведомо слабый противник, подводит паблик Newcoldwar, посвященный военной истории.

Итоги этой реформы можно было наблюдать в сирийском кампании – первой экспедиционной войны для отечественных ВКС (так теперь называются бывшие ВВС). В частности, имея в своем распоряжении высокоточные боеприпасы, российские военные в 97% случаев применяли неуправляемые бомбы, сбрасывая их с больших высот при помощи прицельно-навигационного комплекса СВП-24. Падали они примерно в радиусе 100 метров от цели, причем проблема была еще и в несовершенной работе спутниковой группировки ГЛОНАСС, а потому российские военные для расширения возможностей ГЛОНАСС стали строить специальные станции. Кроме того, для компенсирования низкой точности обстрелы вели сразу несколькими бомбами, а также интенсивно использовали кассетные бомбы. Причем колоссальный побочный ущерб от таких действий не считался проблемой, как раз обстрелы больниц, школ и лагерей беженцев – были частью общей стратегии. Подумать только: за половину 2016 года российские и сирийские самолеты совершили 172 удара по больницам, чтобы принудить повстанцев и мирных жителей уйти из населенных пунктов, где они укрывались в открытые зону, доступные для артиллерийского огня и сухопутных атак.

Основным средством ВКС в Сирии стал сверхзвуковой бомбардировщик Су-24М с четырьмя 250- или 500-килограммовыми бомбами, с запрещенными кассетными боеприпасами РБК- 500 и бетонобойными бомбами БЕТАБ-500 для атак на бомбоубежища и многоэтажные дома. Этот самолет часто дополнялся более современным 2-местным бомбардировщиком СУ-34, численность которых выросла с 6 до 12 к концу 2017 года. Он способен наносить удары по отдаленным целям без перебазирования в слабозащищенные базы центральной Сирии и оснащен лазерным целеуказателем «Платан», многорежимным радаром, а также ракетами «воздух-воздух» Р-27П и Р-73 и кассетными бомбами РБК-500 ЗАБ-2,5СМ. С другой стороны, он не надежен и страдает от износа элементов.

Итак, российские ВКС атаковали заранее выбранные цели с больших высот, поскольку слабость систем наведения не позволяла им атаковать колонны вражеских транспортных средств и поддержать сирийские войска в бою. Только в нескольких случаях ВКС смогли уничтожить подвижные подразделения ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ), задействовав при этом все ресурсы на целой протяжении недели. С постоянным дежурством в воздухе БПЛА «Форпост» (копии израильского Searcher II, производимой в России по лицензии). Российские беспилотники совершали примерно по 300 полетов в неделю, что и привело при корректировке всех сил сирийской армии и проправительственных группировок к уничтожению нескольких подразделений запрещенной ИГИЛ – 1-2 танка, несколько вооруженных пикапов, несколько самодельных взрывных устройств на автомобилях-смертниках.

А когда в 2017 году в Сирии появились Су-25СМ-3 , оснащенные комплексом «Витебск» для подавления сигнала вражеских радаров и системой защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения, ВКС стали больше рисковать, снижая высоту и выполняя задачи в режиме «свободной охоты». Однако, после того, как в начале 2018 года, СУ-25 был сбит ракетой пыл командования войсками поубавился.

Эксперты резюмируют: с 2008 по 2018 годы наша страна не сумела усовершенствовать свою военную авиацию, продемонстрировав современные разработки. Ее действия приводили к колоссальным жертвам среди гражданского населения, а сами ВКС несли большие потери в войне с противником, не способным даже нанести ответный удар. Все это свидетельствует о неопытности командования в операциях и о проблемах с технической надежностью.

Подпишитесь