Posted 10 ноября 2020,, 08:12

Published 10 ноября 2020,, 08:12

Modified 25 декабря 2022,, 16:53

Updated 25 декабря 2022,, 16:53

Алексей Макаркин: «Россия избрала в Карабахе единственно возможный вариант»

Алексей Макаркин: «Россия избрала в Карабахе единственно возможный вариант»

10 ноября 2020, 08:12
Единственный вариант, который остался у Москвы, это присутствие на территории Нагорного Карабаха российских миротворцев, от которых Азербайджан может отказаться в одностороннем порядке.
Сюжет
Война

Политолог Алексей Макаркин подвел в своем блоге итоги карабахского противостояния:

Сто лет (без трех недель) назад в Александрополе (ныне Гюмри) был подписан мирный договор между кемалистским правительством Турции и Арменией, предусматривавший отказ от планов создания "великой Армении" и потерю Карса и Арарата. Правительство Армении, подписавшее этот договор, к тому времени уже было свергнуто большевиками, но зафиксированные им границы действуют до сих пор.

Сейчас речь не идет о непосредственных территориальных потерях, но эффект может быть сравнимым. Не только потерян "пояс безопасности", но и азербайджанская армия находится в Шуше, что лишает Нагорный Карабах любых перспектив нормального развития. Речь может идти только о выживании.

Алиев в этой ситуации - победитель и национальный герой. Эрдоган - лучший друг Азербайджана, Турция посредством непрямых действий получила максимум возможного, что важно для Эрдогана в условиях печального положения дел в турецкой экономике (российский опыт 2014-2015 годов показывает, что люди нередко готовы предпочесть в таких ситуациях предпочесть политику экономике - "телевизор холодильнику"). И, похоже, будет развивать отношения с Грузией, расширяя присутствие на Южном Кавказе.

Пашиняна сейчас будут обвинять в некомпетентности и предательстве - протестующие патриоты уже ворвались в здание правительства в Ереване. Причем в первых рядах обвинителей будут те, кто сверг Тер-Петросяна за попытку достичь компромисса на выгодных условиях, а затем два десятилетия готовился к прошедшей войне. И кто несет куда большую ответственность за случившееся, чем премьер, управляющий страной последние 2,5 года.

Россия становится гарантом выживания армян в Карабахе - тем самым Армения остается ее союзником. Но без энтузиазма (как Азербайджан с Турцией), а вынужденно и с внутренним разочарованием в связи с завышенными ожиданиями. В общественном сознании будет действовать аналогия с Александрополем, перед которым Ленин договорился с Ататюрком.

Права ли была Россия? Можно поставить вопрос иначе - а каковы альтернативы? Общество (кроме диванных стратегов, пишущих сочинения в форме ультиматумов Алиеву и Эрдогану) воевать не хочет, желая решать внутренние социально-экономические проблемы. Нет идеи, дающей мощный драйв (как "халифатская" - с мечетью в Святой Софии - в Турции, и идея территориального реванша в Азербайджане). Крымский эффект, во-первых, ушел, а, во-вторых, изначально не был применим к Карабаху, население которого россияне не рассматривают в качестве соотечественников.

Поэтому прямые военные действия были невозможны. Направление же "добровольцев" сорвалось не только в связи с неприятием в Москве персоны Пашиняна, но и другой, более веской, причине. Как показал опыт Сирии, "добровольцы" (они же наемники) могут успешно воевать против иррегулярных формирований, но бессильны против современной армии с ракетами и беспилотниками.

Поэтому остался вариант с обеспечением присутствия в форме миротворцев - причем через пять лет Азербайджан может от них отказаться в одностороннем порядке (в договорах о Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии, подписанных в 1990-е годы, такой нормы не было). Баку ждал много лет - может подождать еще, обустраивая возвращенные районы и закрепляясь на высотах в Шуше.

***

Текст совместного заявления Путин-Алиев-Пашинян (подтверждено)

Мы, Президент Азербайджанской Республики И.Г.Алиев, Премьер-министр Республики Армения Н.В.Пашинян и Президент Российской Федерации В.В.Путин, заявили о следующем:

  1. Объявляется о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года. Азербайджанская Республика и Республика Армения, далее именуемые Сторонами, останавливаются на занимаемых ими позициях.
  2. Агдамский район и территории, удерживаемые Армянской Стороной в Газахском районе Азербайджанской Республики, возвращаются Азербайджанской Стороне до 20 ноября 2020 года.
  3. Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
  4. Миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил. Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации – 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения.
  5. В целях повышения эффективности контроля за выполнением Сторонами конфликта договоренностей развертывается миротворческий центр по контролю за прекращением огня.
  6. Республика Армения до 15 ноября 2020 года возвращает Азербайджанской Республике Кельбаджарский район, а до 1 декабря 2020 года – Лачинский район, оставляя при этом за собой Лачинский коридор (шириной 5 км), который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией и при этом не будет затрагивать г.Шушу. По согласованию Сторон в ближайшие три года будет определен план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающий связь между Степанакертом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута. Азербайджанская Республика гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.
  7. Внутренне перемещенные лица и беженцы возвращаются на территорию Нагорного Карабаха и прилегающие районы под контролем Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
  8. Производится обмен военнопленными и другими удерживаемыми лицами и телами погибших.
  9. Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения обеспечивает транспортное сообщение между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.

По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана.

"