Posted 10 марта 2021,, 10:17

Published 10 марта 2021,, 10:17

Modified 7 марта, 13:49

Updated 7 марта, 13:49

Фото с сайта Novorossia.su

Они бегут из страны и ненавидят русских: два популярных в России мифа о Польше

10 марта 2021, 10:17
Фото с сайта Novorossia.su
В популярном сетевом сообществе «Пора валить» развернулась оживленная и эмоциональная дискуссия о Польше, в которой часто можно встретить утверждения и стереотипы о об этой стране, выглядящие для ее жителей мягко говоря, странно.

Живущий в этой стране Евгений Лотош попытался описать, что не так в двух самых распространенных антипольских мифах.

Миф №1. Поляки ненавидят русских (украинцев, белорусов, иностранцев вообще т.п.)

Прямо наоборот. В подавляющем большинстве поляки весьма дружелюбны и любознательны в том, что касается иностранцев. В любой бытовой ситуации поляк постарается помочь человеку, попавшему в затруднительное положение. Даже если иностранец не говорит по-польски, в ним постараются объясниться по-английски, жестами, отдельными русскими или украинскими словами и т.п. На работе дискриминации по национальному признаку тоже нет, там судят по личным и профессиональным качествам (а дискриминация – преступление по закону). Первый вопрос поляка к россиянину после установления более-менее доверительных отношений – а что, если мне по Транссибу всю Россию проехать, чтобы на нее посмотреть? (ох, как трудно им объяснять, что такое поездные туалеты, воры, жулики и полиция на железнодорожных станциях!)

Откуда берется этот миф? Во-первых, российская пропаганда, проникающая и к ближним соседям. В российском официозном нарративе Польша – враг номер три, сразу за Штатами и Украиной. Причин много. Однако главное в том, что Польша, двести с лишним лет назад расчлененная и по большей части поглощенная Российской империей, позволила себе вырваться из неволи как в начале двадцатого века, так и в его конце, после распада обеих империй. Антипольская тема присутствует в имперской пропаганде с давних времен, пропитав и отравив российское общественное сознание. Современная российская пропаганда апеллирует к этому мифу как к наиболее простому и удобному способу манипуляции.

Во-вторых, миф поддерживается также определенной прослойкой неквалифицированных рабочих (в подавляющем большинстве из Украины), челночным образом ездящих в Польшу на заработки. Польское право позволяет упрощенное трудоустройство въехавших по безвизу гражданам пяти восточных соседей (в режиме 90/180). С одной стороны, это породило явление массовой работы украинцев в Польше. С другой – огромное их количество не обладает ни квалификацией, ни знанием польского языка, из-за чего может выполнять только примитивную грязную работу. Такие заробитчане работают среди таких же неквалифицированных примитивных местных. Эта среда во всем мире, независимо от страны отличается повышенной нетерпимостью и агрессией по любому поводу, в том числе и по национальному. Не умея объясниться и видя только эту среду, заробитчане формируют негативное мнение о Польше и потом распространяют его по форумам и группам.

Ситуация усугубляется тем, что значительная часть заробитчан работает через агентства временного трудоустройства – весьма специфические конторы, поставляющие рабочие руки местным работодателям для разнообразных малоквалифицированных работ. Хотя работодатель платит за такого работника столько же, сколько и местному, работающему напрямую, значительная часть платы оседает в агентстве. Получая урезанную зарплату в агентстве, заробитчане делают вывод о том, что местные дискриминируют иностранцев, хотя на деле все совсем не так. Того, что через те же агентства работают и местные, точно так же получающие меньшую зарплату, они не видят. (здесь следует заметить, что такие агентства – зло, которого следует избегать, но заметка не о том)

Наконец, есть еще одна весьма неприятная тема, связанная с давним украинско-польским конфликтом, резко обострившимся во время и сразу после Второй мировой. Это черные страницы истории для обоих народов, где партизанские отряды польской Армии Крайовой (АК) и Украинской Повстанческой Армии (УПА) терроризировали, а зачастую просто вырезали мирное население на спорных территориях. Ситуацию резко ухудшило сталинское перекраивание границ, в результате чего к Украине отошли большие области, населенные поляками, которых начали насильно переселять на запад, заменяя украинцами. Также к Польше отошли некоторые области, заселенные преимущественно украинцами. В советской истории та фактически мини-война либо полностью замалчивается, либо подается как отчаянное сопротивление последних фашистских недобитков и наймитов советским властям (хотя на самом деле и АК, и УПА в первую очередь воевали с немцами и никогда с ними не сотрудничали). Те события остались в далеком прошлом, но в восточных областях Польши о них помнят до сих пор, что обусловливает у некоторых местных напряженное отношение к украинцам.

Разумеется, не все поляки дружелюбны к иностранцам. Таких чудес на нашей планете не бывает. Как и в любой другой стране, в Польше есть убежденные ксенофобы. Но о их количестве можно судить по итогам парламентских выборов и опросов, на которых Конфедерация (крайне правая националистическая партия) стабильно набирает от 3 до 7% голосов. Ну, покажите мне страну, где таких нациков меньше.

Вот что-что поляки действительно не любят, так это Россию как государство. Причины вы и сами знаете – достаточно российское телевидение посмотреть и послушать высказывания российских политиков. Однако при этом поляки не ассоциируют государство с приезжими, их поскольку отношение к собственному государству схоже с российским.

Миф №2. Польша бедная страна, сами поляки из нее бегут

Этот миф также имеет отдаленное отношение к реальности. Во-первых, по ВВП Польша находится на 8 месте в Европе (включая самостийную уже Англию). С ВВП на душу населения все менее радужно (24 место), однако и здесь Польша все равно превосходит большинство стран средней Европы, а также Португалию и Грецию, не говоря уже про Россию. Средняя зарплата на крупных предприятиях и фирмах находится на уровне 1100 евро в месяц. Она может выглядеть невзрачно на фоне, например, соседней Германии, однако следует учитывать, что стоимость жизни в Польше существенно ниже, чем у богатых соседей. Это в значительной степени нивелирует разницу зарплат. Также зарплаты квалифицированных специалистов (не обязательно в ИТ) могут быть выше средней в несколько раз, вплотную приближаясь к среднеевропейским.

Что же до «бегущих поляков», то это попросту еще один пропагандистский трюк, особенно когда начинают рассуждать об Англии, где их якобы живет три миллиона. Во-первых, следует помнить, что поляки в Англии имели статус максимального благоприятствования иммиграции, начиная со времен Второй мировой. Англичане охотно принимали бегущих от коммунистического режима поляков, и при том для них режим выезда за границу был куда мягче, чем для граждан СССР. В результате за полвека до падения советского режима в Польше на островах уже сформировалась большая польская община. Все это люди с местным гражданством, зачастую не в первом поколении, так что назвать их «поляками» можно лишь чисто формально.

Также начиная с 2004 г. Польша вступила в ЕС, в результате чего ее граждане получили право работы без разрешений в Европе, чем с удовольствием и воспользовались. Однако эта работа, во-первых, никогда не принимала масштабы массового бегства и, во-вторых, это именно работа, а не эмиграция: поехал поработать, потом вернулся, поработал в Польше, поехал куда-то еще… Обычный процесс в интегрированном современном мире. Точно так же жители более богатых стран выезжают в другие страны, чтобы поработать там. Об отношении самих поляков свидетельствуют, например, последние статистические данные из Англии. Из-за карантинов закрыты аэропорты, служившие главными источниками статистических данных, но, по оценкам, за 2020 год количество поляков в Англии сократилось на двести тысяч до восьмисот тысяч человек (так что польская община даже уступила первое место румынской по численности). Частично они выехали из-за ковидного психоза, частично из-за Брексита. Частично же это просто обычная обратная миграция: обогащенные зарубежным опытом, люди возвращаются домой, чтобы применить его уже дома.

Так что ни о каком бегстве поляков речь не идет даже близко.

"