Posted 10 марта 2020,, 15:12

Published 10 марта 2020,, 15:12

Modified 7 марта, 14:56

Updated 7 марта, 14:56

Илья Гращенков: "Маневры Путина означают, что во власти идет самая настоящая война"

Илья Гращенков: "Маневры Путина означают, что во власти идет самая настоящая война"

10 марта 2020, 15:12
Во вторник, 10 марта, Владимир Путин заявил, что если Конституционный суд даст положительное заключение по поправке депутата Валентины Терешковой об "обнулении" президентских сроков, то он будет не против ее принятия.

Илья Гращенков, политолог, генеральный директор Центра развития региональной политики (ЦРРП), прокомментировал по просьбе "Новых Известий" позицию президента.

"Первое, на что я бы обратил внимание, это то, что сломался "инструмент вброса". С утра мы жили в реальности, которая означала: Жириновский вбросил предложение, значит – это согласованная позиция, так как через него обычно прощупывали почву. А на выходе мы получили то, что Жириновский действовал в интересах какой-то узкой группы людей, которую Путин не поддержал.

Второй тезис: Путин стал не то чтобы арбитром, а разыгрываемой фигурой на шахматной доске. Получилось что его пытались спровоцировать, навязав ему определённую модель, он вынужден был приезжать и как-то её пересматривать, создавая ситуацию разделённости. Теперь мы понимаем, что внутри происходит жутчайший раскол, Путин пытается его уравновесить. Сначала обнулил идею с Госсоветом, сегодня обрубил идею с досрочными выборами, но оставил себе манёвр с переизбранием и обнулением сроков. Вчера подобное поведение было немыслимым. Пропало единочтение, когда мы понимали, что внутри власти принимаются какие-то неясные нам решения, мы пытаемся их угадать. Сейчас очевидно, что решений принимается много, они конкурентны, идёт настоящая война.

Всё, что происходило сегодня в Госдуме, я назвал бы либо революцией, либо переворотом, который удалось сдержать, но не исключено, что те, кто стоял за отвергнутой моделью, продолжат отвоёвывать свои позиции, которые явно сводятся к тому, чтобы удерживать ту систему, которая сложилась. Это – противостояние России и Запада, охранительная позиция с устоявшимися институтами и так далее.

Очевидно, что есть некая группа, которую традиционно называют "Охранителями". Незыгарь их называет "Партия служения". Туда относили всегда Совет Безопасности с Патрушевым, Володина… Они считают, что экономика России должна базироваться на внутренних силах, что улучшение отношений с Западом не важно, а важна свобода элит.

А другая партия, партия Госсовета (те, кого называют системными либералами), для которой очень важно наладить отношения с Западом, так как они понимают что в противном случае ситуация с экономикой приведёт к краху России как глобальной экономической державы. Они понимали, что основным камнем преткновения является Путин и его система, думали, что они её диверсифицируют Госсоветом и Запад успокоится, решив, что Путин во главе Госсовета – меньшее из зол. Тем самым снималось бы напряжение и было бы возможно решать ключевые вопросы. Сейчас происходит война между этими двумя лагерями, а Путин пытается их сбалансировать.

Но из арбитра Путин постепенно превращается в атакуемую фигуру. Ему приходится не только назначать каждому место, но и отбивать навязанные ему атаки.

Решение с перевыборами в Думу, очевидно, поддерживалось Володиным, так как понятно, что его не оставят в следующем составе, и та часть единороссов, которых он привёл за собой - тоже со стопроцентной вероятностью вылетают. Поэтому, для них был шанс предложить свою лояльность (обнулить президентские сроки) взамен досрочных выборов. То есть: "мы суперлояльные, но хотим сохранить свой институт", на что им дали по рукам – нет, досрочных выборов не будет, а за лояльность – спасибо. Лояльность принимается, "досрочка" – нет.

Мы видим, что это бьёт по целостности конструкции. Аналитики уже не могут сказать: Кремль принял решение… Пока все считали, что досрочные выборы – согласованное с Путиным решение, ему пришлось самому ехать в Госдуму и всё опровергать.

Глеб Павловский в книге "Ироническая империя. Риск, шанс и догмы Системы РФ" пишет, что система неминуемо вступит в фазу самоуничтожения и это будет самая болезненная стадия. Каждый будет озабочен собственным персональным выживанием, наплевав на интересы общества, станет вырывать ресурсы для последнего скачка. Сейчас мы видим системный кризис, порождённый Госдумой, потому что они решают свою важную проблему. Мы видим стратегию Путина, который меняет собственное мнение через неделю. Заявляет, что никуда не собирается, потому что не хочет, чтобы его выносили из Кремля вперёд ногами, потом вспоминает про стабильность. Это всё иллюстрации терминального состояния системы".

"