Posted 10 марта 2018, 16:04
Published 10 марта 2018, 16:04
Modified 7 марта, 16:48
Updated 7 марта, 16:48
Решив исследовать влияние фейков на результаты выборов в США и странах Европы, специалисты знаменитой лаборатории MIT проанализировали весь новостной поток в твиттере, проследив за распространением 126 тысяч сюжетов с момента создания этой сети в 2006 году до 2017 года. Все проверенные сюжеты были разделены на три группы: достоверная новость, неточная (искаженная) новость и настоящий фейк. В исследовании учёным помогла сама компания Twitter, согласившись предоставить необходимые данные, а это большая редкость в мире интернета.
Учёные установили, что 126 тысяч сюжетов были получены 3 миллионами человек и перепубликованы 4,5 миллиона раз. Результаты оказались неутешительны: фейки в твиттере распространяются быстрее и чаще, чем достоверные новости. Вне зависимости от возраста, профессии или уровня образования пользователей соцсети, они будут «ретвитить» ложь на 70% чаще, чем правду. Учёные объясняют это психологическими причинами: поделиться недостоверными, но сенсационными слухами гораздо приятнее, чем точными фактами. Даже если фейковая информация вызывает отвращение или гнев, то у нее больше шансов на распространение, чем у скучных и взвешенных публикаций.
Именно на этом принципе и создана система «ботов», которые распространяют фейки с целью повлиять на общественное мнение. Примером таких фейков стала информация психическом заболевании у Хилари Клинтон, или о ранении, полученном Бараком Обамой при взрыве Белого дома - акции на американских биржах упали тогда в цене на 130 миллиардов долларов.
Неслучайно пик пользования этой социальной сетью пришелся на выборы в США в 2012 и 2016 году, - именно тогда и было распространено максимальное количество фейков.
Президент Франции, - пишет издание, - Эмманюэль Макрон обещал ввести контроль за распространением фейков в период избирательных кампаний, однако исследование американских ученых показало, что сделать это практически невозможно: если за три дня достоверную информацию передают в твиттере по цепи от 10 до 11 человек, то фейк репостят в два раза больше людей, а чтобы вычислить и остановить его распространение фейка нужны как раз эти два-три дня. То есть, пока информация будет проверяться, зло уже будет сделано и «дойдет до своей цели».
К тому же твиттер и другие социальные сети не являются СМИ и не подчиняются никаким обязательствам по проверке публикуемых там новостей. Сами пользователи должны отдавать себе отчет в том, что они могут оказаться жертвами слухов и пропаганды, - отмечает издание.