Рус
Eng
Цифра дня: 95% госзакупок высокотехнологичного оборудования пришлось на импорт

Цифра дня: 95% госзакупок высокотехнологичного оборудования пришлось на импорт
Аналитика

10 февраля , 16:49
Photo: https://img-s1.onedio.com/id-5526e32483a3bfb51029a4fb/rev-0/w-900/h-578/f-jpg/s-1198d748618582a84bf2696c068db6c1504ede48.jpg
«Доля зарубежного оборудования в объеме закупок госкомпаний составляет 95%, только 5% по самым оптимистичным оценкам приходится на отечественную высокотехнологичную продукцию.» - заявил директор радиоэлектронного кластера Ростеха Сергей Сахненко.

То есть средства идут на поддержку зарубежных производителей техники. По мнению Сахненко, отечественные компании часто не выигрывают в конкурсах из-за завышенных требований заказчиков и демпинга иностранных поставщиков. Но и заказчиков понять можно: для них импортная продукция выходит дешевле, а качество ее выше.

Ситуация не нова: о технологическом отставании России известно давно. И точно так же уже не первый год вроде как принимаются меры по развитию высокотехнологичной промышленности. В 2012 году была утверждена «инновационная» стратегия социально-экономического развития, но, так и не получив никаких результатов, про неё в правительстве забыли с приходом кризиса в 2014 году. Ей на смену пришло импортозамещение с отраслевыми программами, а теперь все силы брошены на нацпроекты, обещающие небывалый прорыв.

Под определение высокотехнологичного оборудования попадает довольно широкий спектр товаров: это и микроэлектроника, и современное медицинское оборудование, и промышленное оборудование (роботы, станки и т.д.). Если госкомпании могут себе позволить закупать импортное оборудование, то у частных предприятий, чья продукция попадает на свободный высококонкурентный рынок, всё намного сложнее. Отсутствие современного доступного отечественного оборудования – это одна из главных причин плохих показателей лёгкой промышленности (вы когда в последний раз видели качественную и доступную отечественную одежду или обувь, например, сделанную из отечественных материалов?). «Отрасли, по-прежнему, живется нелегко. Продукции российских производителей трудно конкурировать с зарубежной: она либо теряет в качестве, либо существенно дороже. Это происходит по ряду причин, в частности, из-за отсутствия полноценной сырьевой базы, нехватки квалифицированных специалистов и высоких цен на импортное оборудование при отсутствии российских аналогов» - заявлял в прошлом году генеральный директор АПХ «ПРОМАГРО» Константин Клюка.

Лоббирование интересов отечественных производителей «высокотехнологичной продукции», которая уступает по характеристикам, и стоит дороже импортной, приводит к интересным последствиям: госкомпании просто законодательно обязывают покупать отечественное. Сначала всех заставили покупать отечественное программное обеспечение, которое основано на бесплатных зарубежных разработках, теперь социально-значимые объекты обязаны покупать отечественное телекоммуникационное оборудование. Только невозможно моментально по указу создать современное производство. В итоге стали появляться «отечественные образцы» оборудования, которые отличаются от китайских оригиналов только бумажной наклейкой с новым названием. Сетевое оборудование НИЦ «Булат» из Сколково и НПП «Маяк» оказалось известными моделями китайской Huawei с наклеенными сверху бирками. Не удивительно, что по уровню инновационной активности Россия оказалась только на 46 месте в рейтинге Global Innovation Index от консорциума Корнельского университета (США), Школы бизнеса INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности. Ближайшие соседи по рейтингу – Черногория и Украина. И это на 3 позиции хуже, чем было в 2016 году. По показателю «развитие креативной деятельности» Россия оказалась на 72 месте, по показателю «институты» - на 74.

Естественно, без долгосрочных научных исследований и подготовки квалифицированных кадров в вопросе технологического развития рассчитывать не на что. Теоретически, исправить проблему нехватки талантливой молодёжи должны нацпроекты «Образование» и «Наука» (и может быть группы сотрудников МВД и МИД, которые теперь, по новому закону, будут ездить по загранице, и уговаривать соотечественников вернуться в Россию). Только вот проверка реализации нацпроектов Счётной палатой дала неутешительные результаты: достижение заложенных показателей маловероятно, и даже, если они будут достигнуты, это мало что изменит. Кроме того, что нацпроекты не предусматривают значительного и крайне необходимого увеличения финансирования (в России на образование уходит стабильно порядка 3,6% ВВП и 1,1% на науку при том, что лидер по образовательным расходам – США тратит 6,1% - 6,9%, а лидер по научным расходам – Израиль тратит 3,4% ВВП), так ещё нацпроект «Наука» вообще не предусматривает никаких мер по удержанию в России высококвалифицированных специалистов.

Так кто будет обеспечивать разработку и создание действительно конкурентоспособного оборудования? Такими темпами всё и останется на уровне переклеивания бирок.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter