Posted 9 ноября 2020, 18:02
Published 9 ноября 2020, 18:02
Modified 7 марта, 14:17
Updated 7 марта, 14:17
К примеру, главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов поспешил заявить, что пока не ждет футболиста на сборах:
«Ситуация, сложившаяся с Артемом Дзюбой, не имеет никакого отношения к сборной России со спортивной точки зрения. Поэтому мы не видим необходимости давать развернутые оценочные комментарии по этому поводу. Однако тренерский штаб национальной команды прекрасно понимает, что сборная должна готовиться к ноябрьским матчам с Молдавией, Турцией и Сербией в условиях максимальной концентрации и не отвлекаться на посторонние вещи. Мы всегда подчеркивали, что и на футбольном поле, и за его пределами все должны соответствовать уровню и статусу игрока национальной сборной. В связи с этим сегодня было принято решение не вызывать Артема Дзюбу на текущий сбор дабы оградить от излишнего негатива и напряжения как команду, так и самого футболиста...»
Сам Артем вынужден был – и совершенно напрасно! - извиниться, написав в том числе и такие слова:
«…я не идеален, как и любой человек, допускаю ошибки. И все мы грешны, к сожалению. Поэтому я во многом, наверное, виноват в этом. Могу винить только себя. Но в такие мгновения, когда практически все от тебя отворачиваются, я безумно благодарен тем людям, которые со мной и которые меня поддержали в такую трудную минуту…».
Но при этом осталось совершенно непонятно, за что собственно ему было извиняться? Как верно отметил в своем блоге поэт Алексей Цветков:
«С этим Дзюбой просто все посходили с ума, не в самом хорошем смысле. Чем он вас лично обидел? А если бы взломали ваш телефон и вывесили картинки, как вы этим местом колете кокосовые орехи или наоборот, с пола их поднимаете? И не надо врать, что вы этого не делаете...»
Но не врать не получается, судя по словам члена комитета по этике Российского Футбольного Союза Андрея Созина, которые цитирует портал Sport24:
«Я не говорю про футбол. Я говорю про его детей, жену. Он про них думал? Я не говорю, что это плохо или хорошо. У всех мальчиков в пубертат это бывает. Но не в 32 года и на видео! Дзюба только себя пригвоздил огромными такими гвоздями. Сможет ли он справиться, когда трибуны будут ему орать? Не знаю. Даст бог, чтобы это все забылось. Как это вынесут его родители, близкие, жена? Все будет растиражировано, и Дзюба это знает. У Артема большие, если не катастрофические, потери...»
В этой связи публицист Александр Коц задается совершенно правильным вопросом:: «Кого из них вы бы отправили к сексологу - Дзюбу или Созина?»
И действительно, в этом скандале куда интереснее наблюдать за критиками Дзюбы, нежели за футболистом, который, кстати, давно прославился своими неординарными словами и поступками.
Тот же Коц вспоминает по этому поводу, как летом 2012 года случилась схожая история, когда «голые фото» принца Гарри с частной вечеринки попали в бульварную прессу:
«Сотни британцев (и не только), включая сослуживцев (он тогда проходил военную службу), запустили в Фейсбуке массовый флешмоб “Support Prince Harry” (англ: Поддержим принца Гарри), поделившись похожим контентом – в знак моральной поддержки – и заодно протестуя против вторжения в частную жизнь.
Модный футуролог Юваль Харари пугает нас “цифровым тоталитаризмом” , в результате которого господство технологий должно привести к прозрачности частной жизни и отмене “privacy”.
Вряд ли этому можно помешать. Записав интимное видео, чтобы отправить его девушке или парню, вы лишены гарантий, что оно не станет добычей хакера и не появится в сети.
Но вместо того, чтобы прятать свою жизнь от новых технологий (что просто невозможно), лучше подумать о том, что отношение к сексуальности стремительно меняется, – она становится во многом публичной и открытой. Сегодня границы интимного пространства – совсем не те, какими они были в прошлом веке.
Сейчас мало кого можно удивить снимком обнажённого артиста, спортсмена, даже политика (Пим Фортейн). Нагота культивируется и становится частью культурного мейнстрима.
Поэтому легко предположить, что растущая “прозрачность” частной жизни – будет сопровождаться упрощением отношения к наготе, как религиозному атрибуту “греховности”.
Конечно, мера открытости частной жизни, в конечном счете – это личный выбор. Можно избегать домашних видео, изолировать свою сексуальную жизнь от опасных технологий и рисков наблюдения.
Но во-первых, это утомительно, а главное, бессмысленно. Тысячи примеров публичной наготы (“слитой” в виде пиара или по неосторожности) меняют сам подход к предмету. Массовость явления его нормализует, – как, например, жанр “дикпиков” стал частью молодёжной культуры.
Как в том анекдоте о “неуловимом Джо”, за которым не было смысла гоняться. Сексуальность (разумеется) всегда будет предметом интереса, но со временем жанр потеряет вкус сенсационности.
Мы как раз на пути к этому. Запад продвинулся дальше, чем российское общество, но и оно (наконец-то) учится не “гы-гы-кать” от “слитого” видео Дзюбы, а скорее, защищать право парня жить нормальной мужской жизнью в век интернета.
Но пока, увы, Дзюбу кинуло спортивное начальство (тренер сборной Черчесов), пригрозив отстранить от игр. Сам он в шоке, закрыв аккаунты и оборвав связи с миром (что, конечно же, напрасно – при отсутствии вины).
Посмотрим, чем закончится в России “тест” на “домашнее порно”. Хотелось бы, конечно, как в Британии.»
***
Публицист же Александр Шмелев вообще считает, что это видео – лучшее, что сделал Дзюба за всю свою карьеру:
«Разумеется, взламывать чужие мобильники, вытаскивать оттуда интимные видео и распространять их в СМИ - дикое скотство. И ничего плохого Дзюба на пресловутом видео не делает, это тоже всем понятно. И вообще по этому поводу, как мне кажется, у всех более или менее есть консенсус - уж в спортивном-то мире точно. Поэтому я уверен, что всё у футболиста Дзюбы будет хорошо. Ну, пропустит он несколько товарняков сборной во избежание лишних скандалов и медийного ажиотажа - ничего он от этого не потеряет, скорее наоборот (футболисты, как правило, очень не любят такие выезды в сборные, поскольку за них ничего не платят, а травмироваться - легко, просто по доброй воле от них отказываться не принято).
(...)
Чуть ли не единственный раз в жизни, когда он вел себя совершенно нормально, как будто даже это не Дзюба, а просто нормальный чувак. Но, к сожалению, это лишь разовый эпизод. Обычно он ведет себя во много раз хуже и гаже...»
Но в “родных осинах” сложно ожидать массовой эмпатии. С солидарностью у нас огромная проблема...»