Posted 9 ноября 2020,, 09:20

Published 9 ноября 2020,, 09:20

Modified 7 марта, 14:18

Updated 7 марта, 14:18

Дмитрий Травин: «Людям выгодно быть демократами...»

9 ноября 2020, 09:20
Демократия похожа в этом смысле на рынок, где люди работают не потому, что они идеальны и хотят обеспечить потребителей всеми благами, а потому что делать хороший товар выгодно им самим.

Своеобразный итог президентских выборов в США подвел социолог Дмитрий Травин:

«Байден победил нечестно. За него были вбросы. Это не демократия». Много вижу подобных комментариев. И, как ни странно, вспоминаю в этой связи научный коммунизм – «науку», которой нас учили в СССР.

Многие воспринимают демократию, как мир идеальных демократов, где правители не лгут, не подкупают и не фальсифицируют, а народные массы, проникнувшись высокой гражданской культурой, всегда ставят властям на выборах мудрые оценки. По сути дела, это именно то представление об идеальном коммунистическом обществе, которое советская пропаганда пыталась нам втюхать с детства. Мы стали с тех пор антикоммунистами, но базовые представления о правильном обществе остались примерно теми же. Мол, правильное общество – это общество с правильными людьми. Только не коммунистами, а демократами. Но социальные науки в отличие от научного коммунизма смотрят на это дело иначе. Общество нормально развивается не тогда, когда в нем вырастают идеальные люди, а тогда, когда в нем устанавливаются институты (правила игры), способствующие развитию.

Не хочу гадать, честно ли победил Байден. Для решения этого вопроса есть суд. И есть свободная пресса, которая делится на тех, кто за Байдена, и тех, кто за Трампа. Благодаря прессе общество следит за судом. Есть Конгресс, где существует оппозиция, состоящая из однопартийцев проигравшего кандидата. Причем иногда они в Конгрессе составляют большинство. При такой системе сдержек и противовесов трудно фальсифицировать итоги. По крайней мере, в таких принципиальных случаях, как выборы президента. Вот это все в совокупности и есть демократия. То есть правила игры, которые трудно нарушить, а не мифическая гражданская культура, напоминающая моральный кодекс строителя коммунизма.

Культура в подобных условиях может меняться, но это происходит вслед за сменой институтов. Людям выгодно быть демократами, поскольку за следование принятым в обществе правилам игры их поощряют, а за нарушения – наказывают. Демократия похожа в этом смысле на рынок, где люди работают не потому, что они идеальны и хотят обеспечить потребителей всеми благами, а потому что делать хороший товар выгодно им самим.