Posted 9 сентября 2020, 09:43
Published 9 сентября 2020, 09:43
Modified 7 марта, 14:47
Updated 7 марта, 14:47
Виктор Кузовков
Глава объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что решение строить для Тихоокеанского флота проверенные дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» было абсолютно правильным. Иначе, в случае решения строить лодки более современного проекта 677 «Лада», ОСК вынуждена была бы срывать сдачу. При этом он признал, что лодки проекта 677 «существенно опережают» «Варшавянки» и являются ярким представителем следующего поколения подводных лодок. О том, что строить их мы до сих пор не научились, он предпочел скромно промолчать…
Вообще, проект 677 можно с полным правом назвать «многострадальным» - головная лодка проекта, «Санкт-Петербург», хоть и была с огромным трудом сдана, на боевое дежурство так и не заступила. Вместо этого она уже который год находится в опытной эксплуатации на Балтийском флоте, а исправить все недоработки, которые на ней обнаружились, так до сих пор и не смогли. Две другие лодки этой серии, «Кронштадт» и «Великие Луки», строятся уже 15 лет, но все еще никто не знает, когда они будут сданы, и произойдет ли это вообще. Обе лодки сначала были приостановлены в строительстве, а в 2013 и 2015 году были перезаложены по обновленному проекту 677Д.
Надо признать, что лодки проекта 677 тоже далеко не новы – головная лодка, о которой сказано выше, была заложена в далеком уже 1997 году, а сдана в 2010. Сдана, несмотря на множество недоработок – не работала нормально боевая информационно-управляющая система «Литий», передовой по тем временам гидроакустический комплекс (важнейший инструмент подлодки, её глаза и уши!) «Лира» не показал заявленных характеристик, а новейшие аккумуляторные батареи, которые должны были обеспечить лодке большую подводную автономность, почему-то работали на 60% от своего номинала. Понятно, что с таким набором подарков от проектировщиков и строителей не могло быть и речи о постановке «Санкт-Петербурга» на боевое дежурство. Поэтому, хотя её и поставили на баланс ВМФ, она так и осталась подопытным кроликом для ученых и конструкторов.
Правда, тогда обещали, что все недостатки будут оперативно устранены и мы получим отличную передовую дизель-электрическую лодку нового поколения – почти бесшумную, высокоавтоматизированную, слышащую каждый шорох и вооруженную по последнему слову техники. Увы, наблюдая за строительством двух следующих субмарин уже обновленного проекта, можно сделать вывод, что оптимистичные прогнозы сбываться не спешат. А тут еще и импортозамещение…
Так что, решение ОСК и ВМФ строить для Тихоокеанского флота «Варшавянки» было абсолютно верным? Выходит, что так. Правда, с одним уточнением – это решение было принято совсем не от хорошей жизни, и назвать его оптимальным для флота, обороноспособности государства и бюджета страны все-таки нельзя. Больше это похоже, извините, на поговорку «с паршивой овцы хоть шерсти клок».
Хотя знающие люди сейчас наверняка мне возразят – проект 636.3, по которому строятся «Варшавянки» для ТОФ, не такой уж и «шерсти клок». Это значительно усовершенствованный проект, в котором от начальных лодок этого типа остались только форма и некоторые базовые узлы. Все так, и все-таки давайте попробуем разобраться.
«Варшавянки» являются экспортными версиями подводных лодок проекта 877 «Палтус», разработанных в 70-х годах прошлого века. Для того времени – отличные корабли. Но на данный момент, увы, большинство лодок данного проекта уже либо выведены из состава флота, либо ждут своей очереди. «Варшавянки», созданные на их базе, изначально были даже проще «Палтусов», но некоторые удачные решения (а также экспортный потенциал) заставили ОКБ «Рубин» сосредоточиться на дальнейшем совершенствовании этой модели. В итоге получилась лодка для своего времени очень и очень достойная.
Одно из главных достоинств дизель-электрических субмарин – скрытность. Если АПЛ не может заглушить реактор в подводном положении (точнее может, но потом уже не сможет его запустить), то ДЭПЛ, погружаясь, выключает дизель и продолжает движение на электромоторах. На экономичном ходу шум от современных электроприводов весьма мал, тогда как включенный реактор, как его не изолируй, всегда дает какие-то вибрации. В дополнение к шуму валов и винтов это делает АПЛ априори несколько более шумными, чем ДЭПЛ.
И «Варшавянки», по некоторым оценкам, были в этом вопросе одними из признанных чемпионов. Прозвище «Черная дыра» натовские моряки дали им не зря. Предполагалось, что благодаря своей низкой шумности эти подлодки могут в дуэльной ситуации переиграть лучшие на тот момент американские АПЛ типа «Лос-Анджелес». А это, при в десятикратно меньшей цене, серьезный аргумент в пользу нашей лодки.
Но с появлением в американском подводном флоте лодок типа «Сивулф», а затем «Вирджиния», ситуация поменялась. «Варшавянка» уже не превосходила их в скрытности. А вот в качестве гидроакустического оборудования мы традиционно проигрывали. И расклад сил изменился с точностью до наоборот – одни из самых скрытных наших подлодок перестали быть серьезным аргументом в споре подводных флотов двух сверхдержав, а значит, целый спектр задач по контролю акватории в районах боевого дежурства наших стратегических АПЛ стал для них недоступен.
Последующие модификации «Варшавянки» выжимали из этого проекта максимум оставшихся возможностей. Но надо сказать, что потенциальные противники тоже не стояли на месте, и у нескольких флотов появились новые, более совершенные дизель-электрические подлодки. Их, помимо прочего, отличало наличие воздухонезависимых силовых установок, что делало некоторые ДЭПЛ почти равными по подводной автономности атомным подводным лодкам. Кроме того, старый проект начал проигрывать гонку за скрытность, и конкуренты из Норвегии, Швеции, Германии, Испании и других стран создали субмарины, по совокупности характеристик превосходящие даже поздние версии «Варшавянок».
То есть, нужда в новой ДЭПЛ была очень велика, и можно только догадываться, почему в России с этим возникли такие проблемы. Возможно, кстати, что именно из-за наличия в целом неплохой «Варшавянки» - а зачем придумывать что-то новое, если есть такая «рабочая лошадка»? Хотя понятно, что причин существенно больше, и главная – технологическое отставание в некоторых отраслях.
Для того, чтобы понять, правильным ли было решение строить для ТОФ лодки проекта 636.3, нам нужно хотя бы примерно представлять себе, с какими противниками эти лодки могут встретиться на данном театре военных действий. И тут картина для нас вырисовывается не очень радостная…
Понятно, что в первую очередь это подводный флот США, в котором основную ударную силу составляют многоцелевые АПЛ «Вирджиния». Наверное, нельзя сказать, что при встрече с этой лодкой «Варшавянка» обречена – какие-то шансы у неё могут быть. Однако связаны они, скорее всего, только с пассивным ожиданием, работой из засады. При патрулировании же, даже на самом малом ходу, преимущество будет уже за «Вирджинией».
Немалую угрозу представляет и японский подводный флот. Новейшие дизель-стирлинг-электрические подводные лодки «Сорю» потенциально являются очень грозными бойцами, сочетающими высокую скрытность, большую автономность и отменное качество бортового оборудования и вооружения. Двигатель Стирлинга обеспечивает им отличную подводную автономность, традиционное японское качество изготовления узлов и агрегатов вкупе с заимствованием лучших западных разработок, предполагает высочайшую скрытность, а торпедное и ракетное вооружение делает эти лодки грозным противником хоть для подводных, хоть для надводных судов. На данный момент в составе японского подводного флота минимум 12 таких лодок, и эта цифра может увеличиться.
Подводный флот Южной Кореи тоже не стоит на месте. В 2019 году в этой стране были начаты ходовые испытания новейшей подводной лодки национальной постройки SS 083 DosanAnChang-Ho. Эта лодка является головной в проекте KSS-III, и предполагается, что её возможности будут на уровне самых передовых неатомных подводных лодок мира. Длина лодки составит 83,5 метра, ширина 9,6 м, скорость подводного хода будет достигать 20 узлов, а дальность хода в экономическом режиме достигнет 10 тысяч миль. Помимо 8-ми носовых торпедных аппаратов, подлодка будет иметь 6 вертикальных пусковых установок для крылатых ракет дальностью 1500 километров.
Нужно отметить, что в данный момент для южнокорейского флота активно строятся ДЭПЛ немецкого проекта 214 (KSS-II). Эти лодки являются более современными, чем наши «Варшавянки», а кроме того, можно предположить, что корейские корабелы (одни из лучших в мире) получили в данном случае и бесценный опыт строительства современных субмарин, и самые передовые технологии, в частности, технологии создания литий-ионных батарей большой мощности.
Всего новых ДЭПЛ проекта KSS-III планируется построить 9 штук, тремя сериями по три штуки. Закончен проект должен быть к 2028 году.
При всем уважении к нашим кораблестроителям мы должны четко осознавать, что и возле Камчатки, и в Японском море, и в районе Курильской гряды наших подводников будет ждать превосходящий и по качеству, и по численному составу подводный флот сопредельных государств. Полной ясности нет только по китайскому подводному флоту – понятно, что по численности он уже значительно превосходит наш, но пока есть надежда, что технологически китайские субмарины всех типов не совершеннее наших.
Из плюсов упомянутого решения можно отметить разве что появление на ТОФ шести носителей крылатых ракет «Калибр». Это, с учетом «специальных боевых частей», а попросту ядерных боеголовок, может быть достаточно серьезным аргументом в любом споре. Но это, пожалуй, и все серьезные плюсы подобного решения…
В заключение хотелось бы отметить, что и с хорошо освоенными нашей промышленностью подводными лодками проекта 636.3 вышла небольшая заминка. Как сообщалось в августе, ОСК все-таки выбилась из графика постройки «Варшавянок» для ТОФ. Закладка пятой и шестой лодок была отложена «из-за проблем с поставщиками».
Также для сравнения отметим, что южнокорейские корабелы начали разработку абсолютно новой для себе подводной лодки в 2012 году. Через 7 лет головная лодка новой серии вышла на заводские испытания. И нет особых сомнений в том, что серия будет доведена до совершенства и пополнит подводный флот Южной Кореи менее, чем за десятилетие.
Мы же мучаемся с проектом «Лада» с девяностых годов прошлого века. И очень похоже на то, что он устареет до того, как наш флот пополнится хоть одной боеготовой подлодкой данного проекта.
Поэтому согласимся с господином Рахмановым – хорошо, что для ТОФ решили строить «Варшавянки». Грустно, но хорошо…