Posted 9 апреля 2021, 17:35
Published 9 апреля 2021, 17:35
Modified 7 марта, 13:47
Updated 7 марта, 13:47
В СМИ и социальных сетях широко расходятся спутниковые (и не только) фотографии военно-полевого лагеря российских войск, расположенного южнее Воронежа неподалеку от украинской границы в котором замечены сотни единиц военной техники. Эти снимки дали лишний повод для спекуляций на тему грядущей войны. Известный публицист Аркадий Бабченко в своем обычном, предельно эмоциональном стиле рассказал читателям (главным образом адресуясь к жителям Донбасса) о том, что им нужно делать, если началась война. Его длинное послание состоит из пяти пунктов, но главный пафос такой:
«Бегите. Бегите и не оглядывайтесь! Сейчас же, сразу же, в первый же момент. Не раздумывая. Не откладывая на потом. Потому что никакого «потом» не будет. У вас есть только один день, максимум два. Пока армия оккупанта не устоялась и не успела установить блокпосты на всех дорогах. Не успеете уехать в первые день-два - дороги будут перекрыты.
Не берите с собой ничего. Вообще ничего. Никаких тюков, баулов, телевизоров. Психология солдата устроена так, что «свои» для него - только его взвод. Уже соседний батальон не полностью свои. А если кто-то от него бежит - он точно враг. Не давайте им этого понять. Только то, что на вас надето, плюс дорожный рюкзак - куртка, телефон, ноутбук, кредитная карта, документы. Всё. Делайте вид, что война вас застала в дороге, вы вообще узнали о ней только вот от этого солдата, а так едете к тетке на базар помочь продать ей курицу.
Как только у вас появилось подозрение, что в вашем городе вот-вот начнется жопорез - бросайте все, и бегите. И не оглядывайтесь...»
Со своей стороны, уроженец украинского Николаева, а ныне москвич, международный мастер по шахматам и тренер ФИДЕ Игорь Бродский обращается к своим бывшим землякам, вспоминая популярную советскую песню:
«Задумка написать песню, в которой выражались бы протест против войны и призыв к миру, возникла у поэта Евгения Евтушенко осенью 1961 года во время очередной его поездки за рубеж, так как именно во время поездок по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки ему неоднократно приходилось слышать один и тот же вопрос: «Хотят ли русские войны?» Из Википедии. А туда попало копипастом из передовиц советских газет. Но была ли это только голая пропаганда, как раньше, и как всегда? Смею утверждать, что нет! Тогда русские (в широком смысле) действительно не хотели войны. Все! От любого знакомого взрослого и до кремлёвских небожителей. Нет, эти плохо образованные и узко мыслящие карьеристы не стали вдруг пацифистами. Чтобы подняться до Политбюро, они шагали по трупам. Буквально! Там хороших не было и быть не могло. Но они знали настоящую цену большой войны. Очень хорошо знали. Лучше других. Имели больше информации, да и сами все всё видели и участвовали. И да, не хотели. Поэтому любые пакости в разных уголках земного шарика творили до определённого предела. Что уж говорить о простом народе... Если бы тогда прозвучало: "Можем повторить!", наверное, сочли бы, что сказал психически больной. Независимо от состава крови, родного языка,, социального статуса и профессии - никто из моих земляков не хотел никакой войны. Не мог хотеть!
Ну вот, если российский народ в большинстве своём так думает, то...
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны
Хотят ли русские, хотят ли русские
Хотят ли русские войны.
Я живу в Москве 43 года и знаю ответ, к сожалению.
Держитесь, дорогие мои земляки!»
Известный российский социолог Сергей Белановский обратил внимание на отвлекающие маневры, к которым прибегают в этой ситуации пропагандисты, но при этом надеется, что в последний момент войны все же удастся избежать:
«И в СМИ, и в блогах пишут, что Россия стягивает войска к украинской границе. Подчеркивается, что делается это открыто, без маскировки. Отсюда делается вывод, что Россия войны не хочет и запугивает Украину своей мощью. Возможно. Но есть один момент, о котором я ни разу не читал и не слышал.
Выдвигаю предположение, что одновременно в ЛДНР скрытно продвигаются люди, вооружение и прочие военные средства. Вероятно, в значительных количествах. Вопли Стрелкова о полной неготовности сил ЛДНР к войне могут быть просто дезинформацией. Недаром его стали приглашать в такие федеральные издания, как АПН, Комсомолка и МК.
Подчеркиваю, что никакой инсайдерской информации по этому поводу у меня нет. Это просто логическая гипотеза. Но если кто-то скажет, что этого не делается, я не поверю. Российские военные власти можно за многое критиковать, в первую очередь за полное отсутствие стратегического мышления. Но и идиотами их тоже назвать нельзя.
Присоединение Крыма и война в Донбассе были страшной ошибкой российских властей. Стратегической, геополитической ошибкой (не обсуждаю ни мораль, ни право, т.к. Путин мыслит только геополитикой). Теперь, по словам того же Стрелкова, хорошего выхода из ситуации нет. Доигрались.
Все же надеюсь, что до новой войны дело не дойдет. Обе стороны здраво оценят последствия и остановятся. Как в случае с Карибским кризисом - ведь смогли же тогда остановиться в последний момент...»
Экономист и журналист Михаил Немцев тоже не склонен верить в скорое начало военных действий, хотя считает, что не в Украине, так где-нибудь в другом месте, Россия ее начнет:
«Мне кажется, большой войны России против Украины сейчас - не будет. Не похоже на подготовку крупномасштабного наступления. Перемещение сил к западной границе России - это демонстрация (чего именно и кому именно, могу только предполагать), это психическая атака из фильма "Чапаев". К тому же, апрель и май - очень плохое время, чтоб начинать войну в этом регионе.
Однако, в перспективе, большая война - будет. Поскольку, глядя на Путина и его окружение, я понимаю, что они уже давно одержимы войной - которая - для них, - уже давно идёт, и надо только лишь перевести её из изматывающей скрытой формы в более понятную и чёткую явную форму. Совсем не факт, что это будет война с Украиной, скажем, для восстановления водоснабжения Крыма. Когда война - для них - уже идёт по всему периметру, то где именно начнётся, вопрос инструментальный. Как тогда действовать, я не знаю.
Ну что же. Можно было бы начать какое-то обсуждение будущего со слов "я не знаю", но к чему уж она придёт, кроме того, что "мы будем гибнуть откровенно". "Когда говорят пушки, музы молчат", но кроме того, когда говорят пушки, уже типа всем всё понятно...»
А вот политолог Мария Снеговая полагает (причем с цифрами в руках), что Кремль вряд ли отважится на этот шаг, поскольку сегодня россияне его уже не поймут:
«Начнет ли Кремль очередную военную атаку против Украины? В отличие от истории с Крымом, сегодня это вряд ли сильно поможет рейтингам Кремля. Я делала исследование, из которого видно, что на фоне падения экономики россияне гораздо менее склонны поддерживать агрессивную военную риторику властей (по логике: "пусть лучше власти тратят ресурсы на решение внутренних проблем")