Posted 9 апреля 2020, 16:17
Published 9 апреля 2020, 16:17
Modified 7 марта 2024, 15:01
Updated 7 марта 2024, 15:01
— Если читать подряд ленту новостей, складывается ощущение полного хаоса: один субъект федерации закрывает границы, другой выходит из карантина, в Москве несколько дней назад салютовали в честь взятия Братиславы… Эпидемиологи ожидают пика эпидемии через две недели, а президент намекает на возможность снятия карантинных мер через неделю. Люди массово теряют работу и остаются без средств к существованию и в это же время государство повышает цены на газ для населения и вводит новые налоги. Горожан вынуждают сидеть дома, а сотни рабочих продолжают работать на стройках.
— Я бы сказал так: картинка в определённой степени ожидаемая. Когда центральная власть отстраняется, тогда региональные власти начинают творить то, что им бог на душу положит, что мы и наблюдаем.
Повышение цен на газ для населения в этой цепочке, конечно, самое смешное. Мы всегда отличаемся одной удивительной способностью: во всем мире, если падает цена на сырьё, то для пользователя цена тоже падает. Во Франции никогда в жизни не было такого дешёвого бензина, как сейчас. Очень жалко, что нельзя никуда ездить. У нас действуют иные экономические законы. Это загадка, и возникает подобная история в нашей стране не первый раз. Падают цены на нефть, во всех странах падают цены на бензин, а у нас повышаются. С точки зрения обычного здравого смысла это не понятно.
Хаос, который мы наблюдаем, с моей точки зрения, связан с произошедшей феодализацией страны. Каждый губернатор решает задачу так, как её понимает. Федеральный центр устранился, поэтому возникает ощущение, что каждый крутит в ту сторону, в которую хочет. Очевидно, что это – демонстрация слабости власти. Не знаю, насколько это прямой развал. Это мы ещё посмотрим, но уже несогласованность системы, то, что каждый тянет в свою сторону – это уже безусловно очевидно.
Я не очень понимаю, как после такой региональной вольницы всех опять смогут выстроить по струнке.
Идёт явная разбалансировка системы. Это безусловно может закончиться хаосом, но пока ещё не та стадия.
— Почему власть не совершает шаги, которые явно бы вызвали одобрение. Например, все сейчас восхищаются врачами. Что мешает Департаменту транспорта как минимум освободить медработников от оплаты проезда или парковки? Это бы точно сыграло на имидж руководства города.
— Потому что они работают в своей прежней логике. Их задача – добывать деньги. Они не могут выйти из этой логики. Отсюда и повышение цен на газ, и введение новых налогов. Почему они не субсидируют население? Потому что много лет они только забирают. От «забирания» на «отдачу» у них просто мозги не повёрнуты. Для этого надо зависеть от населения. А сознательная идея о том, что граждан надо защищать, у них полностью отсутствует. Пока какие-нибудь технологи им не донесут, что всё совсем хреново и надо что-то сделать для жителей, они в эту сторону не повернутся. Только в случае, если какой-то технолог им докажет, что в противном случае они останутся без власти, тогда, возможно, что-то будет сделано в пользу населения.
- Понимают ли люди, принимающие решение, что их действия вызывают сильнейшее раздражение электората?
- Смотря какого электората! Представьте себе, что вы живёте в глухой тульской деревне. Ваш губернатор принимает решение, что из региона продукты больше вывозиться не будут, а гнусных москвичей, которые заразу разносят к себе не пустит. Наоборот, его поддержка только вырастет.
Вот история с тем, что одновременно 30% работающих предприятий отказываются выплачивать зарплату за вынужденный отпуск и подписывается указ о повышении цены на газ для населения – уже другая история: правая рука не знает, что левая делает. Но такое происходило и раньше. Это происходит по всем фронтам. Рассогласование идёт давно, ещё до коронавируса. Возможно, что сейчас процесс пошёл по нарастающей. Это уже не удивляет. Решение о повышении цен на газ - идиотское с точки зрения социального напряжения. Может, по экономическим соображениям это необходимо, но непозволительно было делать это сейчас. Германия своим гражданам раздала по 5 тысяч евро каждому. А у нас представитель партии власти называет граждан, которые хотят получить помощь от государства мародёрами.
Власть играет в игры, в которые привыкла играть, не понимая, что социальная ситуация очень резко изменилась и по старым правилам играть уже нельзя.
— Что будет происходить с пресловутым рейтингом доверия?
— У нас для этого есть ВЦИОМ, который доблестно доложил, что рейтинг поднялся!То, что рейтинг падает – это очевидно. Вопрос только в том, чьей информации мы доверяем. Плюс есть ещё известная штука. Люди в таких обществах, как наше, очень часто не говорят правду. Это особенность обществ нашего типа, и к социологии в такой ситуации надо относиться очень аккуратно. Скорее надо смотреть не конкретные цифры, а тенденцию. Абсолютные цифры сомнительны, но тенденции социология отражает. Если рейтинг падает или растёт, то он падает или растёт в действительности. Это не значит, что рейтинг был вчера 70%, а сегодня 65%. Возможно, он был 40%, а стал 35%.
— Состоится ли в итоге плебисцит по поправкам в Конституцию?
— Им деваться некуда. Они его должны провести. Возникла специфическая неправовая ситуация. Дело не в том, что по всем регламентам Путин подписал закон. Он должен вступить в силу. По процедурам он уже вступил в силу. Дальше стали играться в это непонятное плебисцитарное оправдание. Раз они об это заявили, они не могут сказать, что проводить голосование не будут, так как поправки уже вступили в силу. Они себя загнали в тупик. Какое-то мероприятие проводить надо. Но для всех очевидно, что чем дальше, тем более понятнее несодержательность этой процедуры.
— Специалисты SuperJob подсчитали, что в результате пандемии и кризиса могут потерять работу сотни тысяч людей. Очевидно, что их лояльность к власти не повысится.
— Если бы речь шла о референдуме, это бы вылезло. А то, что планируют провести, лежит вне рамок нормальности. Во власти люди неглупые, они тоже понимают ситуацию. И им не ясно, что лучше: проводить это голосование побыстрее, пока не забылось, то ли попозже. Рано или поздно пик эпидемии будет пройден и можно будет говорить: видите, как система работает! Мы победили коронавирус!
Эта Сцилла и Харибда существует. Явно, что у людей, принимающих решение, сложная ситуация. Нужно правильно выбрать момент, чтобы интерес совсем не пропал и можно было бы мобилизовать электорат.
Французы провели первый тур муниципальных выборов и отложили второй тур из-за эпидемии. Но там работают другие механизмы. Там выборы – это механизм легитимации власти, а у нас – плебисцитарный механизм. Это совсем другая машина с другими законами.