Posted 9 апреля 2020,, 14:29

Published 9 апреля 2020,, 14:29

Modified 7 марта, 15:01

Updated 7 марта, 15:01

Чем жестче, тем лояльнее: как СOVID-19 поразил отечественный федерализм

Чем жестче, тем лояльнее: как СOVID-19 поразил отечественный федерализм

9 апреля 2020, 14:29
Эпидемия коронавируса со всей очевидностью обнажила устройство региональной власти в России

О том, что означает на самом деле позиция Путина, давшего право губернаторам самим выбирать меры противодействия эпидемии, пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Андрей Перцев. И тут же напоминает, что закон и так позволял им это делать. Вопрос в другом: Путин наделил их лишней ответственностью, чтобы затем строго спросить и наказать, если в этом будет необходимость. Вот и стали главы регионов соревноваться в жесткости своих решений, а то еще начальник упрекнет их в мягкости...

Никакой новой федерализации в смысле «берите столько суверенитета, сколько проглотите», тут и в помине нет - Россия полностью стала унитарным государством, забравшим у субъектов и налоговые доходы, и недра. Главы фактически назначаются Путиным, и как правило – все они пришельцы, лояльные Кремлю. А если во власть попадет по случайности оппозиция, то и ей придется встроиться в вертикаль, иначе центр не даст денег.

Вот и выходит, что апрельский указ Путине на дал регионам ни финансовых, ни политических, ни каких иных возможностей, кроме тех, которыми они уже обладали по закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и подобным. То есть президент просто вменил губернаторам вместо прав обязанности, что сделало их еще более несвободными в своих решениях, а также вынуждает ограничивать свободу граждан, живущих на этих территориях.

Кремль сам вяло реагирует на эпидемию, боясь снижения рейтинга. Если западные страны помогают и бизнесу, и гражданам, а также вводят карантин, то российские власти пытаются выжить за счет бизнеса и граждан, призывая их к терпению, чтобы не дай бог, не утратить популярности, да еще и не тронуть бюджетную кубышку. Вот Путин и дарит с барского плеча каникулы, тогда как все жесткие меры обязаны вводить сами губернаторы.

Путин вообще пытается максимально дистанцироваться от любых непопулярных мер, чтобы не выглядеть виноватым, зато с удовольствием лично объявляет о популярных, таких как, к примеру, материнский капитал. Вот и пенсионной реформе – объявлял премьер Медведев, тогда как Путин молчал аж два месяца, а когда все же заговорил, то поддержав правительство, тут же объявил о неких смягчающих пунктах.

С эпидемией никаких выигрышных вариантов нет: либо суровый карантин и крах экономики и обнищание населения, либо высокие заболеваемость и смертность. А потому пусть губернаторы и разбираются, а Путин накажет тех, кто не справится.

Кстати, неделю назад он ведь уже уволил глав регионов под предлогом плохой борьбы с вирусом, хотя то, что их отставят было понятно давно. Не секрет, что из них прокол с вирусом был только Сергея Гапликова из Коми, где в одной из больниц заразились 50 человек, тогда как остальным вменить что-то в этом духе нельзя.

Теперь же губернаторы соревнуются между собой: у кого больше ограничений и меньше заражений и смертей. Потом и возникли на границах регионов блокпосты, а также попытки запретить продажу спиртного, или оповещения о режиме сиреной, или появление пропусков и QR-коды для передвижения по городам и селам.

И не беда, что сразу же возникли очереди за пропусками, или сложности с доставкой продуктов, KPI и мнение Путина важнее, чем недовольство граждан.

А перегибы на местах ведь можно исправить, и тоже на пользу рейтингу. Так Центр уже раскритиковал перекрытие административных границ и ограничение продаж спиртного.

Жесткость, в которой соревнуются губернаторы, пытаясь выслужиться перед Путиным, невозможно назвать федерализмом, это скорее – антифедерализм, поскольку главам легче не думать про баланс принимаемых им мер в интересах своего региона и граждан, а просто все закрыть и перекрыть.

Забавно, что самые мягкие меры принимают те губернаторы, которые напрямую допущены к Путину – его бывшие охранники: Миронов - в Ярославской и Дюмин - Тульской областях, а также наместники в Москве и Питере.

Да и назначение трех новых врио губернаторов тоже говорит не о возрождении федерализма, а о его полной отмене: все они – пришельцы, никакого отношения к возглавленным ими регионам не имеющие и ориентирующиеся исключительно на Кремль.

Вся эта картина свидетельствует по мнению автора о том, что никакой жесткой вертикали, передающей волю Путина в регионы, в России нет. Есть отлаженная схема захвата ресурсов и политических возможностей, и при этом, страшась падения рейтингов, в регионы не спускается сверху никакого порядка, а вместо него сажаются наместники, которые действуют в силу своего умения, отвечая перед президентом. В России выстроена вертикаль, работающая в одном направлении – отнять, и не работающая в направлении – дать взамен.

"